Осторожно: "Двери" открываются!

Легендарная группа Doors снова вместе. Только без Моррисона

  Если для России самой культовой группой всех времен была и останется команда “Кино”, то для любого американца (будь он черным или белым) таковой остается уже более 30 лет группа The Doors. Лидеров того и другого коллектива давно уже нет на этом свете, но многие искренне верят, что они нынче вовсе не где-то в облаках. Чуть ли не каждый год по обе стороны океана возникают слухи, что Цоя и Моррисона видели живыми и здоровыми в какой-либо части света. “Они просто спрятались от толпы”, — уверяют фанаты. Вот это и есть культ, до которого даже “битлам” с “роллингами” пока еще далеко.
 
   
     Если верить сухим цифрам статистики, то каждый год на парижское кладбище Пер-Лашез приходят более 1,5 млн. человек. И вовсе не для того, чтобы осмотреть места последних пристанищ Оскара Уайльда, Эдит Пиаф и Фредерика Шопена, а лишь затем, чтобы, склонив колени, прикоснуться к могиле Джима Моррисона. Большинство молодых людей, родившихся после 3 июля 1971 г., когда Джим умер от сердечного приступа в ванной своей парижской квартиры, абсолютно уверены, что каменные плиты источают дух далеких 70-х — секс, наркотики и рок-н-ролл.
     Бывший клавишник The Doors Рей Манзарек вспоминает: “Джим постоянно находится рядом со мной. Древние египтяне верили, что всякий раз, когда ты называешь вслух имя человека, он все еще жив. Каждый день в какой-нибудь точке земного шара обязательно звучит одна из песен The Doors. Энергия Джима не может сравниться с той, что источали в свое время даже Маккартни с Ленноном”.
     Музыка группы стала квинтэссенцией психоделического мировосприятия и, в свою очередь, инициировала и стимулировала это восприятие у широчайших слушательских масс. Лидер группы Джим Моррисон, как считают исследователи, “в своей короткой, путаной жизни воплотил своеобразный архетип бунтаря, горячий сенсуализм хиппи и саморазрушение наркотической грезы”.
     Группа Doors была создана в Лос-Анджелесе в 1965 году студентами Калифорнийского университета — вокалистом, автором музыки и поэтических текстов Джимом Моррисоном (сыном потомственного моряка, романтиком, любителем путешествий, знатоком литературы и кино), клавишником Рэем Манзареком, ударником Джоном Денсмором и гитаристом Робби Кригером. Басиста в группе никогда не было — басовые партии Манзарек исполнял на электрооргане.
     Название было взято из поэзии Уильяма Блэйка: “Если бы двери восприятия были открыты, люди видели бы вещи такими, как они есть — бесконечными”.
     Низкий, суггестивный голос Моррисона, его гипнотические стихи, написанные не без влияния сюрреализма и восточного мистицизма, обволакивающая музыка группы, в которой психоделия слилась с блюзом и рагой, идущая от нее сильная, даже пугающая энергетика, — все это сразу же привлекло внимание не только эстетствующей молодежи, но и рекорд-компании Elektra Records.
     Сингл “Light My Fire” (с дебютного альбома) достиг первого места в американских хит-парадах. Сам же альбом “The Doors” стал манифестом психоделической эры. Изощренный, насыщенный символами и ассоциациями, апеллирующий к мировому литературному наследию поэтический язык Моррисона не позволяет однозначно трактовать его стихи. Стремление “вывернуть наизнанку” глубины подсознания, вытащить на свет Божий таящиеся там страхи, грезы, тайные и темные желания, инстинкты, которые иногда не отличимы от наркотических иллюзий, и одновременно отразить жизнь во всей ее полноте, движении, связать череду мгновений и дней, создать портрет молодого поколения, образ “американских юношей и девушек”, ищущих себя, любви, гармонии — этим, конечно, не ограничивалось творчество Doors, но именно эти темы сквозной нитью проходят в их альбомах “Strange Days” (1967), “Waiting For The Sun” (1968), “Morrison Hotel” (1970), “L.A.Woman” (1971) и др.
     Музыку The Doors отличало ярко выраженное шаманское начало: многие их песни (такие, как “The End” и “When the Music’s Over”) словно бы выстроены по всем канонам обрядового искусства. Особую власть The Doors имели на сцене — погруженный в полутьму зал, затаив дыхание и почти впадая в транс, внимал Джиму Моррисону, чья выхваченная лучом юпитера фигура излучала и безумный сексуальный магнетизм и необыкновенную власть, сплачивающую в едином порыве сотни человеческих душ. На сцене он словно перевоплощался в созданный им же самим образ “Короля Ящериц”, а в повседневную жизнь переносил яркость, напряженность сценической игры, словно забывая о том, что эмоции на театральной сцене гиперболизированны, и время здесь течет во много раз быстрее... Эксперименты группы в области саунда привели к использованию инструментов симфонического оркестра в “The Soft Parade” (1969), который выделяется из прочих записей своим несколько “эстрадным” звучанием. Более поздние альбомы — “Morrison Hotel” и “L.A.Woman” — напротив, стали возвращением к достаточно лаконичному и даже еще более жесткому, почти хард-роковому саунду.
     Поиск же новых ощущений и вообще желание постоянно изменять свою жизнь привели Моррисона в Париж, где он и скончался 3 июля 1971 года, официально — от сердечного приступа, по косвенным же данным — от сверхдозы наркотика. После смерти Моррисона помимо музыки и стихов (которые были изданы сборниками) остались сценарии, фильм, клипы и, конечно же, легенда.
     Три оставшихся “дорза” попробовали продолжать без Моррисона, выпустили две пластинки, но они не имели особого успеха, и группа распалась. Манзарек и Кригер занялись собственными проектами, Денсмор стал активистом экологического движения, а недавно выпустил книжку про Doors.
     В 1991 году на экранах появился фильм Оливера Стоуна “The Doors” (в главной роли — Вэл Килмер), который, несмотря на свою противоречивость, тоже стал культовым. Неизданные записи группы до сих пор обнаруживаются в архивах, нет числа сборникам “лучших вещей” (если таковые вообще можно у Doors выделить). В последний раз ныне здравствующие музыканты Doors поработали вместе на трибьютном альбоме “The Music Of The Doors”. В прошлом году, когда миллионы фэнов отмечали 30-летие со дня смерти Моррисона, появился и симфоальбом “The Doors Concerto”, записанный Джезом Коулманом и академическим скрипачом Найджелом Кеннеди.
     Коулман, до этого делавший аранжировки для Rolling Stones и Led Zeppelin, придумал идею альбома — он сделал оркестровки песен Doors, а затем пригласил поучаствовать в работе Кеннеди, который с удовольствием принял предложение. Коулман получил одобрение со стороны участников Doors, клавишника Рэя Манзарека и гитариста Робби Кригера, которые признали, что творения Джеза необыкновенно точно и правдиво передают дух Doors.
     Моррисон продолжает жить — помимо музыки теперь став еще и куклой, способной уже в ближайшее время затмить по продажам популярность Барби. А как сегодня поживают Манзарек, Денсмор и Кригер? У них, похоже, тоже все в порядке — они решили впервые втроем отправиться в мировое турне.
     Вокалистом в возрожденной группе будет Иэн Эстбури, в 80-х годах солировавший в британской группе The Cult. Участие Манзарека и Кригера в новом турне уже подтверждено. Что же до Денсмора, то он из-за плохого здоровья может остаться дома. На официальном сайте группы, однако, сообщается, что на этот случай уже готова “первоклассная замена”.
     Пока что точно определена лишь одна дата концертов — 6 сентября возрожденная группа выступит на автогоночном стадионе в Калифорнии. Турне начнется в 2003 году, затем музыканты засядут в студии за записью альбома.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ДИСКОГРАФИЯ
     1967 The Doors
     1967 Strange Days
     1968 Waiting For The Sun
     1969 The Soft Parade
     1970 Absolutely Live
     1970 Morrison Hotel
     1971 L.A.Woman
     1971 Other Voices
     1972 Full Circle
     1978 American Prayer без Джима
     1983 Alive, She Cried без Джима
     1991 In Concert (live)

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру