Музыка — Глинки

Что исполнит омский “Авангард” со знаменитым чешским тренером?

  — К чеху, что ли? — осведомился таксист, услышав просьбу подбросить меня к омскому Дворцу спорта имени Виктора Блинова. — Журналист? Из Москвы?.. И что им все начали интересоваться? Что, он сможет научить тридцатилетних мужиков в хоккей по-новому играть? Денег ему хороших посулили — вот он и приехал...
     Водитель оказался эмоциональным. Разве что, как в фильме “Брат-2”, от души не бил кулаком по крыше салона. Ну а корреспонденту “МК”, словно Даниле Багрову, предстояло выяснить, в чем она — правда: зачем знаменитый чешский тренер Иван ГЛИНКА приехал в Россию? Отчего решился возглавить “Авангард”, или, как его можно нынче называть, “Омские ястребы”?

    
     Чехи однажды хозяйничали в Омске. Точнее, белочехи-интервенты в 1918-м. Сибирский город они удерживали недолго, а затем отдали его адмиралу Колчаку... Восемьдесят с небольшим лет спустя на берегах Иртыша паны осели основательней. В “Авангарде” свили гнездо хоккеисты Павел Патера, Мартин Прохазка, Томаш Власак под руководством главного тренера Ивана Глинки — великого форварда чехословацкого хоккея, трехкратного чемпиона мира. С ним сборная Чехии выиграла золото Олимпиады в Нагано-98, а НХЛовский “Питтсбург Пингвинз” в 2001-м дошел до полуфинала Кубка Стэнли... В помощниках же у Глинки — Владимир Рулик, который в 2000-м с молодежной сборной Чехии в финале чемпионата мира обыграл сборную России. Еще ассистент играет на гитаре и любит исполнять песни своего тезки — Высоцкого.
     Иван Глинка — в Омске... Вот он, на льду в коньках, к слову, возвышается над своими игроками (рост тренера — 190 см). Его, пожалуй, можно было некоторое время назвать самым титулованным иностранным специалистом в России. Пока в БК ЦСКА не пришел Душан Ивкович, побеждавший со сборной Югославии на чемпионате мира.
     К приезду легионеров с именем — тренеров и хоккеистов — постепенно привыкаем. Владельцы клубов Суперлиги хватают то лучшее, что не успела заграбастать НХЛ. И российский хоккейный чемпионат становится едва ли не лучшим в Европе. У нас не только большущие деньги, которыми, вероятно, грезят многие игроки из Чехии, Словакии, Швеции, Финляндии, есть еще и мотивация. Команд, желающих выиграть медаль российского чемпионата, становится больше, и “Авангард” — который год в числе главных соискателей. Украсить ястребиное гнездо “золотом” в Омске стало идеей фикс. И пану Глинке по душе уровень мотивации его пернатых хищников-хоккеистов.
     “Как же вас правильно называть — пан Глинка или господин Глинка?” — спрашиваю у знаменитого чеха, который, кстати, был одним из первых европейцев, уехавших в НХЛ (с 1981 по 1983-й играл в “Ванкувер Кэнакс” и дошел до финала Кубка Стэнли). Ответ шутливый: “Лучше — Иваном”. Пытаюсь объяснить, что у нас не принято к старшим (Глинке — 52 года) по имени обращаться... “Да? — удивляется ястребиный вожак. — Я разрешаю!”
     В омское гнездо Глинка прилетел со своим уставом в клюве. “Авангард” последним из всех клубов Суперлиги вышел из отпуска. Все хоккеисты после отдыха — без лишнего веса. Достижение. Просыпаться главному тренеру приходится в шесть утра. В восемь начинаются тренировки. Одни хоккеисты на льду, другие железки толкают. Работа по семь часов в сутки: утром и вечером.
     — А в Чехии подготовка начинается еще позже, — говорит чех. — Везде свои особенности. Есть тренеры, считающие, что перед сезоном надо провести, скажем, около тридцати выставочных матчей, другие придерживаются мнения, что достаточно и половины этих игр... У меня свой план подготовки, и я знаю, что в нем нет просчетов.
     — В России хоккеисты рано начинают тренироваться и к началу чемпионата, наевшись хоккея, еле коньками двигают.
     — Это все индивидуально. Есть игроки, которые в 25 лет устали от всего. А есть другие — им сорок, а с лучшими качествами не расстались.
     — Пан Глинка, за последние несколько лет сборная Чехии много раз выигрывала золото чемпионатов мира, победила на Олимпиаде-98. Ваш соотечественник Владимир Вуйтек сделал ярославский “Локомотив” чемпионом Суперлиги... Вы собираетесь учить русских играть в хоккей?
     — Об этом можно было говорить 55 лет назад, когда к вам приезжала наша лучшая команда — ЛТЦ из Праги. Но ее тогда побили, и с тех пор чехословацким хоккеистам часто доставалось от советских...
     — Вы расспрашивали Вуйтека про особенности российского чемпионата?
     — Владимир мне сказал, что самым сложным для него был язык. К вашему хоккею он привык быстро, говорил, что здесь интересно работать. У игроков хорошая техника, у команд современная тактика...
     — Большинство команд Суперлиги играют вовсе не в современный хоккей — закрытый, от обороны.
     — Надо играть так, чтобы был результат. От обороны — значит, от обороны. Помню, что ваша сборная на чемпионате мира в Санкт-Петербурге показывала прогрессивный хоккей, атакующий. И что получилось? А в Швеции российская команда благодаря закрытой игре выиграла серебро.
     — Когда вы тренировали “Питтсбург”, его владельцу Марио Лемье не понравилось, что вы решили для команды избрать оборонительную тактику.
     — Лично я не знаю, что говорил Марио, но правда в том, что даже в Америке есть команды, которые играют строго от обороны. К примеру, “Нью-Джерси”, выигрывавший Кубки Стэнли... А в “Питтсбурге” я вынужден был так поступить. Наш лидер Яромир Ягр отправился в “Вашингтон”.
     — Вам как тренеру-европейцу, к слову — первому, сложно было привыкнуть к НХЛ?
     — Так “пингвины” специально приглашали “иностранца”, поскольку в команде было несколько хоккеистов из Европы: чехи, шведы, русские — Ковалев, Каспарайтис, Морозов. И в своем дебютном сезоне мы добились хорошего результата — попали в полуфинал Кубка Стэнли...
     — Известно, что Марио Лемье — большой поклонник гольфа. Скажите, вы приобщились к этой игре...
     — Конечно. Но я не могу с ним соревноваться, поскольку только в Америке я начал играть в гольф... А учил меня, кстати, ваш Алексей Ковалев...
     — С русскими хоккеистами “Питтсбурга” вы на каком языке разговаривали?
     — И на русском, и на английском... Хотя я не скажу, что на русском говорю отменно... Все-таки учил я его еще в школе, и разговаривать на нем была возможность только на чемпионатах мира, когда мы общались с хоккеистами советской сборной.
     — В школе у вас какая была отметка по иностранному?
     — Забыл уже, но, кажется, единица — это высший балл в Чехии. Еще помню, что читал наизусть Пушкина на уроках литературы. Сейчас, правда, забыл все.
     ...Мы уже жили с Глинкой. С композитором. С бессловесным гимном на его музыку. Теперь у нас есть Иван Глинка. Какие слова найдет он для своих хоккеистов? И какая музыка послышится, когда на льду начнут играть “омские ястребы”: режущая ухо какофония или бодренький марш? Это мы узнаем в сентябре, когда стартует чемпионат Суперлиги.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру