Бизнес в квадрате

ЭРМИТАЖ ОБРЕЛ ШЕДЕВР МАЛЕВИЧА И ДРУЗЕЙ ЗА РУБЕЖОМ

Почти век назад своей самой знаменитой, самой загадочной и самой пугающей картиной – «Черный квадрат» – Казимир Малевич решил поставить точку на всем понятном классическом искусстве. Супрематизм, как говорил сам Малевич, был выходом «в нуль формы», в «новый живописный реализм». С его помощью он положил конец «искусству повторения» и открыл дорогу «творчеству интуитивного разума».

У многих искусствоведов, да, пожалуй, и у самого директора Эрмитажа Михаила Пиотровского есть подозрение, что сам Казимир Малевич не был бы в восторге от размещения его «Черного квадрата» в Эрмитаже. Там преимущественно обитает то искусство, которому он всеми силами старался противостоять, оппонировать.
Это произведение Казимира Севериновича размером 53,5 на 53,5 см после смерти художника в числе других картин было унаследовано его вдовой, затем ее племянницей и в 1993 году попало в коллекцию «Инкомбанка». Но банку не повезло, он обанкротился.
О судьбе «Квадрата» много спорили. И постепенно пришли к выводу, что загадочное полотно преступно таить в частных коллекциях. «Искусство должно принадлежать народу». Стоимость картины – $1 млн. была определена независимым экспертом – членом Коллегии экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата г-ном Путниковым. С его заключением согласилась страховая компания Lloyd’s.
Главным претендентом на геометрическую абстракцию было Министерство культуры РФ. Деньги на покупку полотна пожертвовал лично Владимир Потанин, президент холдинговой компании «Интеррос», поставив, правда, условие, чтобы оно поступило в Эрмитаж. Специалисты утверждают, что прежде столь щедрых пожертвований со стороны частных лиц на приобретение художественного произведения в собрание государственного музея не было.
Поступок Потанина не кажется странным, если знать, что в течение последних семи лет «Интеррос» был основным российским партнером и спонсором Эрмитажа. Благодаря этому альянсу отреставрированы залы Министерства иностранных дел, расположенные в здании Главного штаба на Дворцовой площади, Колесница Славы на арке этого шедевра Карло Росси.
Основной российский партнер и спонсор Государственного Эрмитажа помог музею разработать компьютерную версию программы «Страницы истории Эрмитажа» в Интернете. Появилась книга «Журналы заседаний совета Эрмитажа. 1918–1919 годы». Чувствуется, что именно этот, «послеквадратный» период особенно волнует руководство Эрмитажа.
Особенно амбициозен последний проект – «Большой Эрмитаж», музей хочет организовать вокруг Дворцовой площади уникальный культурный центр, куда войдут новые музейные экспозиции Эрмитажа. Это, считают авторы проекта, позволит Эрмитажу превратиться в музей XXI века. «Интеррос» профинансировал первый шаг нового проекта – создание оперативно-проектного бюро в здании Главного штаба.

Зачем «Черный квадрат» Эрмитажу?
«Черный квадрат» Малевича откроет в Главном штабе экспозицию искусства первой половины прошлого столетия, где в будущем планируется создать первый в России музей искусства ХХ века. В этой вводной экспозиции будут соседствовать «Композиция №6» Василия Кандинского, «Танец» Анри Матисса и «Три женщины» Пабло Пикассо, шедевр Казимира Малевича дополнит картину развития мирового искусства начала прошлого века, немыслимую без русских художников.

На пути в Гуггенхайм
В октябре 2001 года «Интеррос» проспонсировал открытие принципиально нового музейно-выставочного комплекса «Эрмитаж-Гуггенхайм» в Лас-Вегасе. Бизнесмены и представители Эрмитажа тогда и не скрывали, что отныне их усилия будут направлены на привлечение инвесторов в проект «Большой Эрмитаж». В январе нынешнего года Владимир Потанин стал членом попечительского совета Фонда Гуггенхайма, где он представляет интересы крупнейшего российского музея.
С попечителями Музея Гуггенхайма, специализирующегося на современном искусстве, у Эрмитажа более двух лет назад сложились особые отношения. Обе стороны хотят сделать собрания каждого из этих музеев доступными большему количеству людей.
Томас Кренс, директор Фонда Соломона Р. Гуггенхайма, высоко оценивает потенциал нового выставочного образования: «Коллекции Эрмитажа равноценны собраниям, хранящимся в Лувре и музее «Метрополитен». Но они заканчиваются на искусстве начала XX века. Собрания музеев Гуггенхайма охватывают искусство начиная с конца XIX века по настоящий момент, в них в значительной мере представлено послевоенное и современное искусство. Гуггенхайм осуществляет также одну из самых активных в мире музейных выставочных программ. Создав подобное совместное выставочное пространство в городе, который в год посещают миллионы людей, мы расширяем совместные представления о наших двух культурах и работаем на благо публики в целом».
В июне нынешнего года Михаил Пиотровский, Владимир Потанин, Томас Кренс и председатель попечительского совета Фонда Соломона Р. Гуггенхайма Питер Льюис создали благотворительный фонд «Эрмитаж-Гуггенхайм». С тем, чтобы финансово поддерживать и продвигать совместные проекты музеев Эрмитаж и Гуггенхайм. Оценив вклад мецената в развитие Эрмитажа, Владимира Потанина избрали председателем совета директоров фонда. В ближайшее время фонду предстоит технико-экономически обосновать реконструкцию здания Главного штаба в Санкт-Петербурге.
В соответствии с главным замыслом, на котором построено сотрудничество двух музеев, теперь там более чем в 600 комнатах будут размещаться инсталляции послевоенного модернистского и современного искусства, мультимедийные произведения, а также фотографии из коллекций Гуггенхайма.

«Черный квадрат» Казимира Малевича – самое известное произведение русского авангардного искусства прошлого века. Их у автора четыре. Все четыре «Квадрата», написанные с 1915-го до начала 1930-х годов, развивали одну и ту же тему.
Впрочем, этот образ возник несколько раньше. Впервые черный квадрат, перекрывающий солнце, появился в 1913 году в эскизах декораций к футуристической опере «Победа над солнцем». Именно эту дату воевавший за первенство во всем Малевич упорно ставил на оборотах «Квадратов», написанных в самые разные годы.
Первый «Черный квадрат» (сейчас находится в Третьяковской галерее) появился в 1915 году и стал поворотным пунктом в развитии русского авангарда. Прорывом в область чистой формы, провозглашением и материализацией идеи, именованной «супрематизмом». Это произведение художник показал в 1915 году на последней футуристической выставке «0,10» в Петрограде. Полотно явно лидировало в экспозиции из 39 произведений Малевича. К тому же автор поместил его в красном углу. Там, где обычно располагают иконы.
Второй «Черный квадрат» был написан где-то в 1923 году (при участии Малевича) его ближайшими учениками – Анной Лепорской, Константином Рождественским и Николаем Суетиным – для триптиха, включавшего также «Крест» и «Круг». Он находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Бытует легенда, что третий «Черный квадрат», хранящийся в Третьяковской галерее, был написан в 1929 году для персональной выставки Малевича по просьбе тогдашнего заместителя директора галереи Алексея Федорова-Давыдова из-за плохого состояния «Квадрата» 1915 года.
Последний, подаренный Эрмитажу «Квадрат», несмотря на авторскую надпись на обороте — «1913 г.», обычно датируют рубежом 1920–1930-х годов. Исследователи не нашли никаких следов его более раннего существования. Говорят, именно его несли за гробом Малевича в день похорон.

Созданный в 1937 году Фонд Соломона Р. Гуггенхайма оперирует сегодня международной сетью музеев, включающих Музей Соломона Р. Гуггенхайма и Музей Гуггенхайма в Сохо, Нью-Йорк, Музей Гуггенхайма в Бильбао, Собрание Пегги Гуггенхайм в Венеции и Немецкий Гуггенхайм в Берлине. Фонд ориентирован на то, чтобы собирать, сохранять, представлять и интерпретировать современное искусство и культуру. Музею принадлежит первоклассная коллекция искусства, включающая знаковые произведения таких художников, как Бойс, Бранкузи, Сезанн, Шагал, Кандинский, Клее, Леже, Пикассо, Раушенберг, Ротко и Сера.

Михаил ШВЫДКОЙ, министр культуры РФ, о «Черном квадрате»:
«Это событие сделало бы честь любому музею мира. А тут еще так совпало – картину Малевича получил Эрмитаж, один из лучших музеев классического искусства. Когда мы размышляли, где должен находиться этот шедевр, поняли: выбор сделан правильно. «Черный квадрат» – это завершающая точка в изобразительности искусства и начало совершенно нового представления о том, что такое новое искусство. Которое потом превратилось в шедевры первых трех десятилетий и сделало славу России как страны уникального направления – авангарда.
С «Черным квадратом» начнется новый этап жизни этого великого музея. Мы обратились к Потанину с просьбой купить эту картину из долгов «Инкомбанка». Я думаю, это очень важный пример: не корпорация подарила, это он из личных сбережений дал деньги на приобретение картины.
Тоже важный знак. Обычно мы как заклинание произносим одни и те же фамилии прежних российских меценатов: Морозов, Щукин и т.д. Впервые в новейшей истории России меценат помогает государству вернуть уникальную вещь. Поэтому это событие важно для русской культуры и с точки зрения взаимоотношения государства, музея и мецената.
Что такое «Черный квадрат»? Такого рода вещи – это и про все, и ни про что. Это как бездна. Как космос. В него можно всматриваться, вглядываться. Это некий символ.
Что касается утверждений, будто бы современник Малевича, художник и критик Александр Бенуа считал эту работу сделкой с дьяволом... Как знать. Когда Малевич покрасил красным цветом крыши в Витебске и оттуда сбежал Шагал, это тоже было своего рода сделкой, я уж не знаю с кем. С властью? Просто такого рода вещи становятся символами. Особенно когда они завершают, закрывают книжку. А это очень страшно. То, что в этой песне есть дьявол, – несомненно».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру