Хороший пароход — в хорошие руки

Свита президента ставит мат королю

27 августа 2002 в 00:00, просмотров: 385
Последние дни президентской программы на Дальнем Востоке явно проходили под морским знаком. Во второй половине дня в субботу Путин на парусной шхуне “Надежда” доплыл до залива Петра Великого. И все воскресенье он совершал поход по различным бухтам и интересным местам совсем недалеко от морской границы России и Северной Кореи. При этом приятное смешалось с полезным. С одной стороны, глава государства посетил несколько предприятий, которые разводят морепродукты, а с другой — посмотрел целый ряд красивейших уголков на самом краю российской земли. Сначала поход совершался все на той же шхуне “Надежда”, а когда ветер совсем стих, ВВП вместе с семьей перебрался на скоростной катер. Всего за полтора дня морского похода президент очень загорел и выглядел гораздо более отдохнувшим, чем в субботу утром.
Первую ночь в море главная семья страны провела все на той же “Надежде”, а последующие — на комфортабельном пароме “Русь”, который раньше ходил между Владивостоком и Японией, а теперь готовится к тому, чтобы перейти в Балтийское море, на трассу Санкт-Петербург—Калининград. На этом же пароме располагалась и вся свита президента, которая два дня до одурения играла в шахматы (конечно, кто умеет) и купалась в достаточно прохладном море. Морскую стоянку Путина окружали пять кораблей боевого охранения. Они держали под контролем периметр не только от надводных, но и от подводных целей. Время от времени акваторию и корпус боевого корабля “Маршал Шапошников”, на который Верховный главнокомандующий должен был прибыть в понедельник, осматривали боевые аквалангисты. Как стало понятно, на некоторых участках ближе к островам поставили специальные антидиверсионные сети. А на кораблях дополнительно были развернуты специальные гранатометы, чтобы при необходимости вести подводное уничтожение зарвавшихся террористов. Слава богу, на момент написания репортажа никаких инцидентов не было, да и вообще острова в этой части российской морской зоны весьма мало населены...
В понедельник погода испортилась. Впрочем, у Путина уже значились совершенно конкретные рабочие мероприятия. Главным из них стало посещение большого противолодочного корабля “Маршал Шапошников”. Журналисты, плывшие до стоянки “Шапошникова” шесть часов, могли наблюдать завершающие минуты подготовки экипажа ко встрече с Главковерхом. Офицеры, естественно, судорожно меняли повседневную форму на парадную и долго выясняли, можно ли им надевать кортики. Вначале президентская охрана была против, но потом возражения сняли. После этого кортики были надеты буквально в считанные секунды.
Матросам пришлось труднее. Тем, кто не оказался в почетном карауле или построении, пришлось бесконечно тренироваться в опускании и подъеме адмиральского трапа. Когда объявили готовность (это означало, что президент отплыл от “Руси” в сторону “Маршала Шапошникова”), другим катерам надо было дать срочную команду отойти от большого противолодочного корабля. Почему-то было принято решение это сделать устно. И над акваторией разнеслись мощные крики: “Давай уходи быстрее!!!” Оценив это взаимодействие, один из руководителей службы безопасности, уже находившийся на “Шапошникове”, заметил: “Отличная связь для военного корабля! Вас бы записать и дать послушать американцам...” В этот же момент родилась и новая морская традиция, которая была тут же заявлена одним из офицеров штаба флота: “Гостям нельзя держаться за леера” (леерами называются металлические ограждения на палубах). Новая морская традиция тут же вызвала много смеха, потому что все понимали, что родилась она потому, что в момент подхода президентского катера никто от переизбытка чувств не должен был через эти ограждения перевалиться. Как заметил все тот же офицер СБП: “Традиция очень старая, ведь кто не может летать, тот будет плавать”.
Путин подошел на современном, арендованном во Владивостоке катере. Команда, надо заметить, была одета в майки и шорты. Видимо, опыта швартовки к боевым судам у экипажа катера не было. Швартовался он минут десять, и все равно главному пассажиру было не слишком удобно выходить на трап. Однако Путин демонстративно отказался от помощи и выбрался с катера достаточно ловко. Все посещение судна, включая осмотр боевых комплексов и разговор с моряками в кают-компании, заняло приблизительно полтора часа. Встречаясь с моряками, Путин заметил, что, безусловно, в военном строительстве Россия держит курс на создание профессиональной армии. Но это может происходить только в том темпе, который позволяет экономика государства. И политики, говорящие, что это можно сделать за год — например, просто увеличив зарплату контрактникам, — занимаются чистой воды демагогией. Судорожные попытки успеть все сделать за год просто дискредитируют идею формирования профессиональной армии, и никакого толка в итоге не получится, зато вреда будет немерено.
В то же время на корабле даже совсем неподготовленным людям становится абсолютно ясно, что реформа в армии уже давно перезрела. Большинство матросов “Маршала Шапошникова” в лучшем случае доходят до плеча офицерам службы безопасности президента. Раньше парней с такими физическими кондициями во флот просто не брали. Теперь же они — основной контингент...
Путин довольно подробно остановился на том моменте, что военнослужащие, решившие остаться служить в армии на контрактной основе, должны иметь понятные льготы, в том числе и в получении образования.
После осмотра “Шапошникова” президент и его свита вернулись на “Русь”. Когда катер отходил, как по заказу выглянуло солнце, и силуэты отплывающих в темных костюмах смотрелись как в американских боевиках. Немногочисленная свита, допущенная на президентский катер, стояла чуть поодаль от Верховного главнокомандующего, что создавало законченную картину в стиле телесериалов про “роскошную жизнь”.
Ночь с понедельника на вторник глава государства тоже проведет в море, а уже сегодня посетит специальный морской заповедник, где проведет встречу с учеными-экологами. Также он побывает в штабе Тихоокеанского флота. А уже в среду утром вылетит в Читу, на совещание с руководством Забайкальского военного округа.


Партнеры