Груз человеческий

46-я бригада: жить, чтобы выжить, — выжить, чтобы жить

  В огромный “Ил” на взлетно-посадочной полосе вносят коробки. 32 тонны груза везут в Чечню. Груз — гуманитарная помощь от Подмосковья солдатам 46-й отдельной бригады оперативного назначения. Уже около двух лет область шефствует над 46-й.
     Моздок — первый пункт нашего приземления, часть делегации отправляется в Итумкалинский погранотряд. Погода в горах меняется часто — то дождь, то солнце. То дождь и солнце одновременно. Начало осени, а ночи уже холодные, в палатках каждые полчаса дневальный подбрасывает дрова в печку, чтобы к утру не замерзнуть. От малой искры может случиться пожар, а сгорает палатка всего за восемь секунд. Недавно в отряде одна вспыхнула из-за брошенного окурка.
     Итумкалинский погранотряд в конце июля разгромил банду боевиков. Это когда грузинский чабан пришел на заставу, предупредил. Наши солдаты, в общем-то еще пацаны, выдержали схватку с матерыми головорезами. Приказа идти в бой не было, просто командир спросил: “Кто пойдет?” Из боя не вернулись восемь человек, в том числе майор Сергей Попов, начальник девятой погранзаставы.
     Для большинства уцелевших этот бой был первым. Было страшно.
     — Но когда погибали свои ребята, страх очень быстро сменился на злость, — говорит рядовой Алексей Крамаренков.
     Самое главное, утверждают ребята, не растеряться, когда остаешься без командира, действовать слаженно, так, как учили. Противник — сильный. Хотя боевики понесли потери, но действовали они организованно, грамотно, чувствовалась хорошая подготовка. Судя по шрамам на трупах, обнаруженных после боя, боевики вышли не из одного сражения.
     Начальник штаба Итумкалинского погранотряда подполковник Сергей Вахренев повел тогда солдат в бой:
     — В этот день я вернулся из краткосрочного отпуска, — вспоминает Сергей. — Докладывают: в районе 9-й погранзаставы замечены передвижения боевиков. Вместе с солдатами отправился на помощь своим. Понимал, что потери будут...
     Сын генерала, с гибким умом, широкой эрудицией и военным опытом, он, вероятно, мог бы пристроиться в стольном граде. Но Вахренев пограничник — и этим все сказано.
     Сейчас пограничникам добавляют беспокойства боевики, которых выдавливают из Панкиси. Террористы хорошо понимают, что внизу им не пройти, там стоят заслоны. Поэтому лезут в горы, где они, местные жители, ориентируются, конечно же, лучше, чем наши бойцы. Однако пограничники вычисляют их уловки и, судя по последним “вестям с фронта”, готовы встретить их хоть в долине, хоть на неприветливых склонах Кавказского хребта.
     Старший лейтенант Алексей Климов потерял на первой чеченской войне зрение. Потом отказался от звания капитана, считая недостойным получать его просто за инвалидность, в качестве поощрительного приза. Алексея уже считали убитым, он два дня пролежал в морге. И все же выжил, сейчас работает в “Боевом братстве”. Умный, ответственный, а главное, востребованный. Помощь приемлет только от близких людей. Его бывший военный командир, а сейчас вице-президент “Боевого братства” Дмитрий Саблин сказал: “Пока я жив, ему плохо не будет. Это и мой крест тоже”. Саблин не унижает его жалостью, не делает поблажек, при случае может, что называется, “построить”. И это прибавляет Алексею уверенности.
     Мы сидим у иллюминатора “Ила”. Ведь груз обычно сопровождает делегация — бывшие военные, журналисты, артисты, технические работники. Эта невысокая хрупкая женщина — Любовь Васильевна Родионова — мать погибшего солдата. В двадцатый раз она едет на войну, везет гуманитарку от Подольского района. Шесть лет назад на первой чеченской погиб ее единственный сын, и все эти шесть лет она помогает солдатам — сыновьям других женщин — выжить.
     “Груз-200” — погибший боец, “груз-300” — раненый. А есть другой груз, который не увозят, а привозят в часть каждые два месяца. Гуманитарная помощь для солдат, а по-другому — еда, вода, какие-то вещи. Но все же “гуманитарная” в переводе с латыни означает “человеческая”. И ждут ребята вовсе не колбасу и конфеты. Они ждут людей с “Большой земли”.
     Грозный. 46-я отдельная бригада оперативного назначения. Солдатам именно этой бригады предназначается основная часть гуманитарного груза, переправленного из благополучного Подмосковья в тревожный регион. В конце 20-х годов в благодарность за то, что чеченцы в Гражданскую поддержали большевиков с резней казаков, советское руководство передало Чечне Грозный, населенный почти одними русскими и до этого входивший в Северо-Кавказский край. Погромы, грабежи и убийства начались здесь уже с весны 91-го года и не встретили противодействия Москвы. Чеченские лидеры и активные боевики не упустили возможность использовать государственный развал осенью 91-го. Дудаев объявил ту независимость Чечни, которую чеченцы всегда настороженно ждали. Теперь наши ребята восстанавливают здесь конституционный порядок. По сравнению с пограничниками бойцы 46-й бригады живут, можно сказать, в райском уголке. Имеются в виду бытовые условия. Как бы в подтверждение тому, что наши войска обосновались в Грозном всерьез и надолго, здесь строятся двухэтажные корпуса, гостиницы для прикомандированных, даже солдатские палатки уютные и чистые. На территории воинской части разбиты цветники, посажены голубые елочки.
     — Елки здесь почти не приживаются, — замечает Дима Федосеев из разведроты, — не их климат.
     С утра солдаты подметают дорожки, стригут траву газонокосилкой, занимаются строевой подготовкой. И отправляются на боевые задания. Иногда после этих заданий на “Большую землю” улетает вертолет с погибшим бойцом. В роте, где он спал, друзья безупречно застелют его кровать, положат пару сигарет на подушку — таков обычай. А на стену повесят фотографию, напишут, что успел он сделать за свои неполные двадцать лет. И будут помнить всю оставшуюся жизнь.
     Но пока у ребят праздник — приехали гости.
     — Скажите, а какая погода в Москве?
     — Какой конкурс на журфак МГУ?
     — А сколько сейчас стоит на рынке музыкальный центр “Сони”? Приеду — сразу куплю.
     Вечером лихо отплясывают на дискотеке под выступление Вики Цыгановой и группы “Мираж”, а также артистки областной филармонии Татьяны Андреевой. Именно эти ребята 46-й отдельной бригады оперативного назначения сейчас брошены на зачистку “выдавленных” боевиков. Некоторым из них до “дембеля” остается меньше месяца...
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру