ТАИНЫ “ВОЗДУШНЫХ ЭКВИЛИБРИСТОК“

Конкурс в стюардессы — как в МГИМО!

12 октября 2002 в 00:00, просмотров: 722
     Вы, девушки, молоды и красивы? Длинноноги и стройны? А еще вам хочется покорить весь мир. Ну, если не покорить, то в крайнем случае увидеть. С такими данными и запросами вам прямая дорога в стюардессы!
     Впрочем, при всей внешней легкости и приятности этой профессии мало кто догадывается, какой труд стоит за безупречным сервисом и голливудскими улыбками... О тайнах профессии стюардесс нам рассказали в одной из крупнейших российских авиакомпаний.

     
     Прежде чем в самолет заходят пассажиры, бригада стюардесс тщательно готовит салон. Коллектив — от трех до одиннадцати человек. Тем временем на специальных подъемниках погружается еда. Стюардессы прячут ее в “стойку” — специальный закуток, где королевы неба колдуют над замороженными припасами, разогревают их в больших духовых печах. Кстати, не дай бог кто-нибудь из пассажиров захочет захватить домой тарелочки-чашечки из самых “крутых” наборов — персоналу придется компенсировать все из собственной зарплаты...
     Скоро эта привычная для путешественников схема может измениться. Не исключено, что российские пассажиры смогут питаться “а-ля карт” — каждому предложат выбрать блюда по меню и время, когда и что лучше подавать!
     Хрупкие барышни вздыхают с облегчением, если с ними летят стюарды. В авиакомпаниях все же стараются, чтобы среди персонала больше было лиц женского пола. Но мужчины тоже найдутся — где-то процентов тридцать от общего числа. А вот кому гарны хлопцы ни к чему — так это спецбригаде, которая обслуживает только государственных деятелей. Войти в число избранных не так-то просто. Это для тех, у кого есть многолетний опыт и профессионализм.

Правильный прикус и хороший язык

     Но чтобы достичь такого уровня — придется пройти сквозь огонь, воду и медные трубы. По большому счету освоить азы профессии можно всего за 35 дней на курсах. Достаточно только иметь документ о полном среднем образовании, но это официально.
     В последние несколько лет при наборе отдают предпочтение тем, кто получил высшее образование. Кроме того, обязательное условие — знание языка.
     Претендентов “экзаменует” специальная комиссия. В этом году через нее прошло около 300 человек, но попали на курсы всего двадцать. Конкурс — сами видите. Конечно! Каждый мечтает о зарубежных поездках несколько раз в месяц и приличных зарплатах. Но только все это осталось в далеком советском прошлом. Сегодня пребывание на земле, где приземлился самолет, для экипажа сокращено до минимума. Буквально до нескольких часов. Это сделано для того, чтобы сократить расходы за стоянку “небесных тихоходов”.
     Когда вас признают годным к службе, сделают особые загранпаспорта. После их предъявления в некоторых странах — европейских, США и Японии — вас пропустят через границу, не “докапываясь” к документам. С этими государствами Россия заключила договор по принципу “ты мне — я тебе”. Их персонал на нашей территории имеет такие же льготы. Но в других странах к документам и багажу стюардесс относятся с повышенным вниманием и досматривают даже чаще, чем “простых смертных”.
     Оплата труда — это уж кому как. На три сотни зеленых купюр неоперившиеся стюард и стюардесса могут рассчитывать точно...
     Комиссия принимает решение, достойны ли вы сопровождать пассажиров, паря над очаровательной Францией или древними пирамидами Египта. Шанс появится только в том случае, если у вас рост от 165 до 170 сантиметров для девушек или от 170 до 180 — для юношей, правильный прикус, пропорциональные черты лица, отсутствие на физиономии родинок и родимых пятен, чистая кожа, богатырское здоровье. И главное — психика в норме!

Лучше жевать, чем курить

     В сентябре 2001 года произошел случай, о котором узнал весь мир. В Дубаи самолет совершил аварийную посадку. В салоне находилось 316 пассажиров. Они не видели друг друга из-за сильнейшего задымления. В течение четырех минут стюардессам удалось высадить всех из самолета. После этого они зашли в кабину к экипажу, удостоверились, что с пилотами все в порядке, и сами покинули салон. Обошлось без жертв. У людей даже шока не было. Они спрашивали о своих косметичках и стреляли сигаретки...
     На все случаи “экстрима” в воздухе правила поведения персонала четко обозначены. Если в салоне задымление — нужно попросить всех нагнуться и дышать через влажную ткань. Если ситуация еще круче — самолет захватили террористы, — придется забыть о своем геройстве. Спокойствие, только спокойствие. Выдержанная, ровная речь. Без пререканий и агрессивности.
     Силу характера и терпение приходится проявлять и в случае банального хулиганства-пьянства на борту. У капитана с бортпроводником есть четкая договоренность: если что не так — капитану надо срочно доложить обстановку. А уж он имеет право даже совершить экстренную посадку и сдать негодников в полицию.
     Сколько уж натерпелись стюардессы с заядлыми курильщиками! После принятия закона о запрете курения в самолетах приходится пичкать пассажиров специальными сладкими пластинками-жвачками в огромных количествах. Ну а тех, кто предпочитал не жевать, а курить, после пары-тройки предупреждений иногда сдавали правоохранительным органам на выходе из самолета.
     Бывали случаи, когда хрупкие молоденькие красавицы выступали в роли дипломатов и прямо-таки урегулировали межнациональные конфликты.
     — Еще во времена застоя мы забирали пассажиров из двух враждующих республик, — рассказывает стюардесса с многолетним стажем. — Сначала половину салона заполняли представители одной страны, и буквально через час на оставшиеся места усаживались их враги. Дело доходило до драк. Приходилось остужать пыл горячих натур, но только словами, терпением и улыбкой...
     Работа стюардесс и стюардов считается такой “вредной”, что на пенсию они могут рассчитывать уже в 45 лет. Впрочем, если медкомиссия признает годным, можно летать гораздо дольше.
     С медициной вообще придется поиметь весьма тесный контакт. Раз в год — осмотр и занятия. Обучают накладывать повязки, делать уколы... Но вот если случится что-то посерьезней в небе — без помощи не справиться. Обычно просят помочь пассажиров, у которых есть медицинское образование.
     — У нас был случай, когда в полете у одной дамы начались роды, — рассказывает одна из “богинь воздуха”. — Бедняжка разрешилась только благодаря тому, что среди пассажиров был акушер. А однажды, в конце восьмидесятых, когда начался массовый “исход” в Америку, и наши перевозили туда и своих стариков, одной бабульке стало плохо. Когда обратились за помощью, оказалось, что у нас на борту — больше половины медиков!
     Увы, заранее бортперсонал никто заранее не предупреждает о том, что им придется лететь с “сильно беременной” или с 90-летними стариками. Так что с каждым полетом у стюардесс есть все возможности открывать все новые грани таланта — гинеколога, кардиолога или пульмонолога...
     



Партнеры