КАПОТУ ПРИШЕЛ КАПУТ

9 февраля 2003 в 00:00, просмотров: 524

В автомобильном мире легенд не так уж много. Это “Alfa Romeo”, “Aston Martin”, “Ferrari”, “Lamborghini”, “Maserati”, “De Tomaso” и, конечно же, “Lotus”. Некоторые из этих марок живы и процветают до сих пор, сделав ставку на эксклюзивность своих моделей. Другим суждено умереть. Не дожив три года до своего 30-летия, скончался “Lotus”, который все это время восхищал мир своей самой известной моделью “Esprit”. Сегодня мы с вами присутствуем на похоронах очередной легенды английского автопрома.

Это чудо техники, оснащенное всего лишь 2-литровым двигателем мощностью 160 л.с., продержалось на конвейере вплоть до 1996 г. Затем машина была усовершенствована, но об этом чуть ниже.

А началось все в конце 60-х: тогда весь модельный ряд марки “Lotus” насчитывал всего 4 автомобиля — “Seven” и две модификации “Elan” и “Europa”. Прибыли они главе концерна Колину Чэпмену не приносили, и тогда он решил сделать ставку на эксклюзивную дорогую модель. Тогда же родились два концепта — дешевый в производстве М50 и более дорогой М70. Последний из них увидел самый талантливый даже по нынешним временам итальянский дизайнер Джорджетто Джуджаро, чьи машинки каждый год производят сенсацию на автосалонах в Женеве. В 1968 г. он открыл свое ателье Italdesign и предложил сделать из М70 нечто непревзойденное.

Первый прототип “Esprit” на шасси “Europa” с увеличенными базой и колеей показали на Туринском автосалоне в 1972 году, и тогда он произвел сенсацию. Серийный вариант (правда, новым в машине был только кузов) появился годом позже. Мотор для “Esprit” разработал Рон Барр, инженер знаменитой фирмы “Coventry Climax”. Вначале это был рядный четырехцилиндровый 16-клапанный двигатель объемом 2 л, перед установкой на дорожные машины опробованный на гоночных “Lotus 62”. Правда, когда этот двигатель только появился, шасси “Esprit” еще не было готово, а для “Elan” и “Europa” мотор был слишком велик. Поэтому Колин Чэпмен, известный своей предприимчивостью, заключил договор на поставку этих моторов другому английскому производителю, “Jensen-Healey”. Пройдоха Чэпмен умудрился даже продавать “Jensen” моторы без гарантии, хотя на первых образцах двигателей были проблемы с бензонасосами. Потом эти 155-сильные моторы стали устанавливать на “Lotus Elite”. На “Esprit” поставили уже другую, 160-сильную версию мотора. Двигатель агрегатировался с пятиступенчатой коробкой передач, позаимствованной у “Citroёn” (использовавшаяся на “Lotus Europa” трансмиссия “Renault” не была рассчитана на такую мощность).

Казалось бы, двухлитрового мотора спорткару должно быть маловато. Однако постоянные усовершенствования позволили двухлитровому агрегату продержаться на автомобилях “Lotus” вплоть до 1996 года. Более того, английским мотористам удалось добиться рекордного уровня литровой мощности в 121,6 л.с. для дорожных спортивных автомобилей. Оснащенный двойной системой турбонаддува с промежуточным охлаждением воздуха, мотор в самой современной версии выдавал 243 л.с. при 6250 об./мин., а максимальный крутящий момент равнялся 294 Нм при 3750 об./мин. До 100 км/ч машина разгонялась за 5,2 секунды, а максимальная скорость достигала 263 км/ч. Впрочем, бесконечно совершенствовать этот двигатель было невозможно, и в 1996 году, следуя запросам покупателей, “Lotus” начал производство версии “Esprit V8”, оснащенной 3,5-литровым, 8-цилиндровым мотором с двойным турбонаддувом. Его максимальная мощность составляла 354 л.с. Динамика машины улучшилась, но не намного (до “сотки” она теперь разгонялась за 4,9 секунды).

В 1998 г. был значительно улучшен салон автомобиля. Последнюю модель обновленного “Esprit V8” увидели посетители прошлогоднего автошоу в Женеве. Но сенсации не состоялось. Тогда большой интерес имели “Type72” и “Elise” — более навороченные по дизайну и оснащенные (многим это покажется странным) двигателями всего 1,8 л и лимитом скорости всего в 200 км/ч.

Легенда издала в 2002 г. свой последний вздох, и потребителю стали интересны не столь мощные спорткары. Впрочем, история “Lotus” в чем-то повторяет ситуацию со спортивным “BMW M1”, которая скончалась всего через три года после запуска в производство. А ведь сколько тогда на машину возлагалось надежд!



    Партнеры