С новым ходом

40 лет — дата круглая, но пока не юбилейная, поэтому в адрес именинника не обязательно петь одни дифирамбы. Тем более что гений шахмат Гарри Каспаров человек не простой, а, пользуясь шахматным языком, — черно-белый. Итак, как и положено, все по ходам.


Белые

Гарри Каспаров — единственный чемпион мира, который, чтобы взойти на вершину, должен был бороться не только с конкурентами за доской, но и с властями в своей собственной стране. Двадцать лет назад один крупный шахматный чиновник остроумно заметил, имея в виду Карпова: “У нас есть чемпион мира, и другой нам не нужен”. Вот под таким оптимистическим лозунгом и проходила шахматная юность бакинца. Важной победой властей (при поддержке тогдашнего президента ФИДЕ Кампоманеса) был срыв претендентского матча Каспаров—Корчной. Все было проделано хитро, и лишь благодаря вмешательству члена Политбюро Гейдара Алиева и благородству Виктора Корчного (за неявку противника ему уже была засчитана победа) справедливость в конце концов восторжествовала. Каспаров победил вице-чемпиона, затем одолел экс-чемпиона Василия Смыслова и стал претендентом №1. Осенью 1984-го стартовал исторический марафон Карпов—Каспаров.

Матч за шахматную корону в Колонном зале начался для Каспарова катастрофически: в первых девяти партиях он проиграл четыре. Казалось, все кончено, но Карпов решил, что плод теперь дозреет сам, и, чтобы комфортно завершить поединок, отказался от всякого риска. Гарри пришел в себя, и последовала беспрецедентная серия из восемнадцати ничьих. Затем 27-ю снова выиграл Карпов, он повел 5:0, но при этом полностью выдохся. До окончательной победы оставался всего один шаг, но сделать его Карпов так и не сумел. В 32-й партии Каспаров размочил счет, а после очередной серии ничьих последовали две его победы подряд. После 48 партий счет стал 5:3 в пользу Карпова, но было ясно, что дальше может меняться только цифра справа.

Обеспокоенный ходом матча партийно-спортивный аппарат мучительно думал о том, как спасти своего любимца. Придумывались искусственные перерывы, потом была предпринята попытка перенести матч на три месяца — разумеется, все это противоречило условиям. Каспаров сумел дозвониться до кандидата в члены Политбюро Петра Демичева, председателя оргкомитета матча, и тот признался, что состояние здоровья Карпова вызывает тревогу. Наконец 15 февраля 1985 года в гостинице “Спорт” состоялась скандальная пресс-конференция Кампоманеса, на которой он заявил, что, поскольку все физические ресурсы участников исчерпаны, матч с их согласия завершается без объявления победителя.

Каспаров находился в зале, и было понятно, что никакого согласия он не давал. В этот момент появился Карпов, который повторил слова классика: “Слухи о моей смерти несколько преувеличены”. Эффектная сцена, но истинное положение вещей определилось через полтора часа, когда Кампоманес, посовещавшись с двумя “К”, вернулся в зал с официальным документом, подтверждающим остановку матча. Причем на документе стояла только одна подпись, а Каспаров категорически отказался подписать бумагу. Все вопросы отпали сами собой.

Спортивные функционеры хорошо поработали полгода и еще до старта нового матча успели найти причину, чтобы дисквалифицировать Каспарова. Чтобы поставить их на место, понадобилось вмешательство еще одного члена Политбюро, Александра Яковлева. Осенью 1985-го в Концертном зале им. Чайковского состоялся повторный поединок исторических соперников. Гарри Каспаров победил со счетом 13:11 и стал 13-м шахматным королем. Через год он выиграл матч-реванш, в 1987-м поединок в Севилье закончился вничью, и Каспаров сохранил свое звание. А в 1990-м состоялась последняя серьезная битва шахматных корифеев, в которой Каспаров уверенно взял верх.


Черные

Гарри Каспаров — единственный чемпион мира, который нанес шахматам огромный, быть может, непоправимый вред. В 1993-м должен был пройти его очередной поединок за корону — с англичанином Найджелом Шортом. Однако по инициативе чемпиона, чтобы не платить причитающиеся ФИДЕ проценты, соперники вышли из ФИДЕ и создали собственную организацию — РСА (Профессиональную шахматную ассоциацию). Выиграв матч, Каспаров стал чемпионом мира по версии РСА. Однако Кампоманес сделал все возможное, чтобы провести другой матч: в нем столкнулись два неудачника цикла, и Карпов, выиграв у Тиммана, стал чемпионом мира по версии ФИДЕ. Так неожиданно для самого себя, а тем более для Каспарова, 12-й чемпион вернулся на трон. Сомнений в том, кто лучше играет в шахматы, не возникало, но простые любители, которых подавляющее большинство, были раздражены, они безнадежно запутались. И правда, более века в мире царил порядок, и вот наступила полная неразбериха. Сколько раз за прошедшее десятилетие приходилось выслушивать от разных людей недовольное: “Да надоели вы со своими шахматами, ну вас к черту: не поймешь даже, кто чемпион мира!” И до сих пор многие толком не знают, кто же сейчас шахматный король: Карпов, Каспаров, Крамник, Ананд, Пономарев? Каждый на этот счет имеет свои собственные соображения.

Да, из-за этой чемпионской прихоти в шахматном мире произошел самый настоящий раскол, не преодоленный и сегодня. В 1995-м Каспаров выиграл еще один матч — у Вишванатана Ананда, после чего РСА благополучно развалилась. В течение следующих пяти лет провести матч Каспарова не удавалось, и лишь в конце века одна сомнительная организация, “Брэйн Геймс”, устроила поединок Каспаров—Крамник. 13-й чемпион проиграл, и его сменил Владимир Крамник. Но не все признали нового чемпиона легитимным, ведь в борьбе за корону он уступил Алексею Широву. Впрочем, все претендентские традиции, опять-таки благодаря Каспарову, были разрушены. Играть матч-реванш у Крамника не было желания, и Каспаров оказался на обочине. После десяти лет скитаний он вынужден был вернуться в свою альма-матер, ФИДЕ, на поклон к нынешнему президенту Кирсану Илюмжинову.


Белые

Курам на смех, проценты, которые Каспаров пожалел десять лет назад для ФИДЕ, составляют сумму, соизмеримую с гонораром, получаемым им за пару сеансов одновременной игры (о матчах с компьютерами мы уже не говорим — за них сегодня дают чемоданы долларов). Странно, ведь Каспаров весьма щедрый человек и в этом отношении отличается от большинства других чемпионов. Вот показательный пример. Раньше советские тренеры, помогавшие чемпионам, получали вознаграждение от государства, да и не было лучшей премии, чем обычные долларовые командировочные. В середине 80-х все изменилось. У гроссмейстеров перестали отбирать валюту, но зато они сами вынуждены были оплачивать помощь своих секундантов. Так вот, скажу по секрету, в последних матчах за шахматную корону со своим предшественником гонорары помощников Каспарова на порядок превосходили те, что доставались тренерам его соперника.

А однажды, по рассказам, произошел примечательный случай. В матче 1987 года в Севилье Каспаров проиграл 23-ю партию, и счет стал 12:11 в пользу Карпова. Можно было прощаться с короной: мало кому удавалось в поединке на первенство мира по заказу выиграть последнюю партию. Но Каспаров вместо того, чтобы впадать в отчаянье, собрал своих тренеров, поблагодарил за работу и расплатился столь щедро, словно только что поднялся на пьедестал. И только после этого обыграл Карпова, сравняв счет.


Черные

Вместе с тем никто так беспощадно не расправлялся со своими тренерами, как Гарри Каспаров. Так гроссмейстеры Иосиф Дорфман и Евгений Владимиров, были безжалостно изгнаны из команды, да еще в прессе объявлены шпионами. Аргументы Гарри были неубедительны, и в цивилизованном обществе тренеры могли бы его разорить.


Белые

Нашумевшая в свое время книга Каспарова называлась “Дитя перемен”. Карпов в этом свете, видимо, рассматривался как “дитя застоя”. Такое распределение “обязанностей” в немалой степени отвечало истине. В самом деле, из известных людей Каспаров активнее многих поддержал наступившие перемены, то и дело горячо выступал в прессе и с трибуны. Он решительно вступил в ряды демократов, по сути, стал публичным политиком.


Черные

Борис Спасский назвал Каспарова “большевиком”, очертив три его революционные установки. Первая: кто не с нами — тот против нас. Вторая: если враг не сдается, его уничтожают. Третья: не знаем что, но доведем до конца.

Каспаров метался из стороны в сторону, примыкая то к одним, то к другим. Он поучаствовал в Демократической партии Травкина, потом поддерживал Ельцина и Гайдара, а эндшпиль его “политической карьеры” вообще был связан с конфузом... В 1997-м Александр Лебедь, большой поклонник шахмат, создал союз “Третья сила”. На вторую доску в своей партийной команде Лебедь пригласил Каспарова и назначил его главным идеологом. На торжественном заседании с одной стороны от Лебедя в президиуме сидел Каспаров, а с другой — некий тип в костюме цвета партизанской войны по фамилии Гетман. И вот этот партизан ни с того ни с сего начал декламировать свои вирши на любимую тему, и заканчивались они весьма поэтически: “Берегитесь, жиды!”

Запугать Каспарова, правда, не удалось, но в зале наступила мертвая тишина. Тогда Александр Иванович наклонился к Каспарову, и идеолог подсказал ему правильный ход: охрана Лебедя провела матовую атаку на славного поэта Гетмана и выкинула его из помещения.


Белые

После того как Каспаров стал чемпионом мира, в ЦДЛ состоялось его выступление, на которое попасть было не легче, чем на встречу с Жванецким. И правда, Гарри отличает блестящее ораторское искусство, остроумие, артистичность — его всегда интересно слушать. Вот самый свежий пример. Недавно Владимир Познер пригласил на свою передачу “Времена” Проханова, Леонтьева и Каспарова. Политическая дискуссия проходила с подавляющим перевесом последнего.


Черные

С чувством юмора у Гарри нет проблем, но в области самоиронии есть куда двигаться. А отношение к коллегам, к прессе часто становится сюжетом для анекдота.

Как-то чемпион мира проиграл в быстрые шахматы одному гроссмейстеру, выбыл из соревнования, а победитель заработал приличный гонорар. После своего фиаско Каспаров воскликнул: “Лучше бы я выиграл этот матч и выбросил причитающиеся деньги в мусорное ведро, чем они достались моему партнеру!”

А вот самый свежий пример. Каспаров, как известно, выиграл восемь “Линаресов”, но на недавно закончившемся супертурнире отстал от победителей на пол-очка, причем бывший бакинец уступил партию нынешнему, 15-летнему Теймуру Раджабову. На торжественном закрытии журналисты признали эту партию лучшей в турнире, поощрили недавнего вундеркинда. И тут началось. Каспаров потребовал слова и устроил организаторам форменный разнос: заявил, что они выбрали эту партию только потому, что он, Гарри, ее проиграл. Тем самым они нанесли ему публичное оскорбление, можно сказать, опустили. И так далее в том же духе, а закончил Каспаров свой монолог примерно так: “Вон из Линареса! Сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок! Карету мне, карету!”

Если все принимать так близко к сердцу, то легко превратиться в Фишера, но это будет явный плагиат...


Белые

В 1986-м Каспаров познакомился с выпускницей романо-германского отделения филфака МГУ Марией Араповой, которая работала гидом-переводчиком в “Интуристе”. Симпатичная блондинка с приятными манерами, хорошим образованием и престижной работой (она была переводчицей в Агентстве печати “Новости”) — все со знаком “плюс”. Они зарегистрировали брак, родилась дочка Полина.


Черные

Однако после пяти лет безоблачного счастья “семейная лодка разбилась о быт”. Взаимные претензии и обиды оказались столь велики, что стали достоянием общественности: и Гарри, и Мария дали интервью российской прессе, причем не пощадили друг друга. Такого шахматный мир еще не знал.


Белые

Несколько лет Каспаров ходил холостяком и был, можно сказать, одним из самых завидных женихов. Повезло красавице Юлии Вовк, с которой Гарри встретился в 1995-м на Мемориале Таля в Риге. Они познакомились на заключительном банкете, куда привел Юлию ее одноклассник. Высокая, стройная, длинноногая девушка сразу понравилась Гарри, и уже через двадцать минут они вместе покинули банкет. Расставаясь с Юлией, шахматный король попросил у нее телефон. Эта love story закончилась хеппи-эндом: в начале 1996-го Гарри и Юлия сыграли свадьбу. А осенью юная супруга подарила мужу сына, которого родители нарекли Вадимом. Гарри часто говорит, что садится за доску прежде всего ради сына. “Хочу поиграть еще лет пять, пока подрастет Вадим. Он должен осознать, кто его отец”. Правда, к шахматам у королевского наследника отношение спокойное — его больше интересуют автомобили, он знает, что такое карбюратор, тормоза, воздушный фильтр... Иностранными языками пока не владеет, но зато блестяще, по мнению отца, говорит по-русски, например: “Перед моими глазами проплыли картины прошлого”. На пятилетие Гарри обещал Вадиму подарить поездку в Евродиснейленд, и в день своего рождения сын проснулся в Париже.

Сорок лет — прекрасный возраст. Особенно когда у тебя все в порядке дома, когда ты богат, когда ты лучше всех на свете играешь в шахматы и когда у тебя еще остались непокоренные вершины. А ведь если Гарри Каспаров проведет в этом году удачно два поединка: сначала с Пономаревым, а затем — с победителем матча Крамник—Леко, то станет первым абсолютным чемпионом мира. Чего ему и желаем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру