“Аврора” Cадового кольца

12 октября 2003 в 00:00, просмотров: 314

Глядя на московские улицы, с трудом верится, что пешеходов существует еще больше, чем автомобилистов. Тем не менее это так.

Добраться на своих двоих в нужное место мегаполиса практически невозможно. Метро, троллейбусы, автобусы, трамваи... Кто обращает внимание на общественный транспорт, которым в итоге пользуются миллионы людей? А между тем в мире автопрома с ним связано легенд и историй не меньше, чем с какими-нибудь автокорпорациями, названия которых знает любой детсадовец.

— Хочешь, я покатаю тебя на большой машине с мощным мотором?

— Конечно!

— Тогда пошли на автобусную остановку.


По нынешним временам подобный вариант ухаживания за девушкой скорее всего окончится плачевно. Под “большой машиной с мощным мотором” обычно подразумевается крутолобая иномарка, произведенная японским, германским, американским автопромом, но никак не российским заводом. А вот тридцать пять лет назад подобное предложение вполне могло быть принято самым благосклонным образом. Если на автобусной остановке парочку ждал белоснежный красавец, восьми с половиной метров длиной, ПАЗ “Турист-Люкс”, который называли “Авророй”.

Существует легенда, что экспортное имя “Жигулей” — “Лада” — появилось благодаря молодой жене одного из сотрудников Волжского автозавода.

С названием “Аврора” произошла не менее интересная история. 1969 год. Советский Союз второй раз собирается участвовать в Международном конкурсе автобусов в Ницце. Если ранее, в 1967 году, Европу удалось удивить тем, что СССР умеет делать не только танки, но и автобусы для туристов, то теперь задача была сложней — нужно было показать, что наши автобусы еще и не хуже, чем западноевропейские. Это притом, что в СССР не было ни европейских отделочных материалов, ни стекла, ни краски мирового уровня. Зато был легендарный дизайнер Павловского автозавода Марк Демидовцев. Именно он создал облик автобуса, который из-за сочетания снежно-белого цвета кузова и ярко-красного салона получил название “Аврора” — богиня утренней зари.

Но в Ниццу автобус отправился под рабочим названием ПАЗ “Турист-Люкс”. “Аврора” в то время ассоциировалась не столько с античной мифологией, сколько с легендарным крейсером. Однако, несмотря на то что официально автобус “Авророй” не назывался, капиталисты сдались без выстрела. ПАЗ “Турист-Люкс” получил в Ницце Приз отличия и стал легендой дизайнерской мысли.

В Большую Советскую энциклопедию он занесен как образец того времени в области художественного конструирования. “Аврора” нарушила все традиции автобусостроения в стране. Двигатель располагался сзади, там же обосновались гардероб, багажник, умывальник. Пассажирские сиденья имели индивидуальную регулировку, освещение и вентиляцию, плюс ко всему у каждого туриста был практически полный круговой обзор.

Как ни странно, но, возможно, в Москве в скором времени предложение покататься на автобусе вместо “шестисотого” “Мерседеса” не будет вызывать отторжения у представительниц прекрасного пола. Потому что, как уже писал в свое время “МК”, правительство Москвы в битве с дорожными пробками увидело возможность нанести по ним удар. И заказало в Павлове вариант автобуса, который был бы не менее юрок на дороге, чем маршрутное такси, но куда более вместителен. А в час пик на Садовом кольце занимал гораздо меньше места, чем “растаращившаяся” на всю дорожную полосу полупустая, но многометровая “гармошка”.

В Павлове, вспомнив свою славную историю, родили требуемое за... сорок пять дней. Срок для автопрома любой страны, кроме нашей, невероятный. То, что в итоге получилось, желающие могли увидеть на прошедшем в августе в Экспоцентре автосалоне. Любители соглашались с тем, что дизайн получившегося в итоге “внучка” легендарной “Авроры” ПАЗа 3237 просто украсит центр столицы. А профессионалы из Министерства транспорта РФ наградили конструкторов специальным призом за оригинальность конструкции. Автобус сделали низкопольным — подобным тому, что курсируют в аэропортах.

Теперь бабушкам-старушкам не придется карабкаться на крутую горку ступенек, особенно “комфортных” зимой. А людей в салоне может поместиться гораздо больше. По уровню экологической безопасности новая машина отвечает нормам “Евро-3”. Этот показатель опережает существующие в России стандарты. Памятуя о славной истории “Авроры”, создатели позаботились о людях. У колес пневматическая подвеска, причем передняя — независимая, дисковые тормоза. Но на это пассажиры обращают мало внимания. Зато севшего в автобус москвича удивит отделка салона, который по уровню комфорта превосходит все существующее на сегодня в России.

Неизвестно, появится ли когда-нибудь у нас в стране автопроизводство, способное делать легковые автомобили, за которые не будет стыдно. Может быть, памятуя о той же “Авроре”, поразившей в свое время искушенных в дизайне французов, в производстве больших машин — автобусов, грузовиков — российский автопром сумеет занять достойное место?



Партнеры