Миф о сверхдоходах

Сколько на самом деле зарабатывают риэлторы

26 марта 2004 в 00:00, просмотров: 197
     — Ничего себе расценочки! — так и хочется крикнуть, когда риэлторы объявляют свои комиссионные.
  
   
     Труд людей, которые сопровождают сделки с недвижимостью, что называется, “от” и “до”, и в самом деле стоит недешево: от 3 до 6 процентов от суммы договора. То есть если квартира стоит 100 тысяч долларов, то риэлтору, который ее нашел, причитается от 3 до 6 тысяч долларов.
     — И за что только они деньги берут? — таким вопросом наверняка задавались как продавцы, так и покупатели жилья.
     Чтобы ни тех, ни других впредь не мучили сомнения, корреспонденты “МК” решили покопаться в риэлторской “бухгалтерии”.
     Сразу выяснилось, что в карман комиссионные кладут только “черные маклеры” — они работают сами на себя, ни перед кем не отчитываются, ни за что не отвечают. Если же риэлтор представляет агентство недвижимости, вознаграждение по договору идет в общую кассу. Примерно треть — его заработок, остальное идет на развитие бизнеса.
     Примерно пятая часть комиссионных уходит на обучение персонала. Курсы, семинары и тренинги бесплатны только для сотрудников. Компании же они влетают в копеечку. А без них не обойтись: жилищное законодательство постоянно меняется, и грамотный риэлтор должен знать о малейших нововведениях на рынке недвижимости.
     Еще 15 процентов — зарплата юристов. Хотя содержать штат опытных юристов дорогое удовольствие, отказаться от их услуг невозможно. На рынке полно “черных” квартир, права на которые могут быть оспорены в суде. Солидное агентство не станет “подставляться”, втягивая клиента в рискованную сделку.
     Реклама — двигатель торговли. С этим вряд ли кто-то станет спорить. В нормальных агентствах с продавца не потребуют плату за объявления, расписывающие все достоинства его квартиры. Она уже включена в комиссионные (также около 15 процентов). Не забывают компании и об имидже. Кстати, рекламировать себя дешевле, чем недвижимость клиентов. На это тратится порядка 10 процентов от дохода.
     Это — основные статьи расходов. Но нужно еще платить за обслуживание техники, тех же компьютеров, которыми прямо-таки напичканы офисы преуспевающих корпораций, выдавать зарплату курьерам и секретарям на телефонах, благодаря которым можно ускорить процесс, и т.д. На нормальную работу офиса, по минимальным прикидкам, потребуется еще 10 процентов дохода.
     В итоге получается, что чистая прибыль риэлторского агентства не так уж велика — 5—6 процентов от суммы вознаграждения или 0,3 процента от цены сделки. Вообще-то за такие деньги в России и пальцем пошевелить не принято.
     Завлечь клиентов небольшими комиссионными стараются маленькие агентства. Правда, набор услуг, которые они предлагают, под стать “процентам”. А потом раскручивают на каждом шагу: юрист — за отдельную плату, реклама — тоже. На круг выходит столько же, если не больше. Воистину, скупой платит дважды.
     


Партнеры