Вице-мэр смотрит в “окно”

Валерий ШАНЦЕВ: “Скоро москвичи перестанут бегать за справками по чиновникам”

26 марта 2004 в 00:00, просмотров: 207
     Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев теперь не только второе лицо городской власти. Он — еще и лицо борьбы со столичной бюрократией, которая из-за своей вековой непробиваемости вошла в легенды и анекдоты.
     Юрий Лужков поручил ему архиважное, чтобы не сказать революционное дело: выстроить в городе абсолютно новую систему взаимоотношений граждан с властью, когда москвичам не нужно будет часами простаивать в очередях и платить чиновникам взятки. Назвали ее почти в духе петровских реформ: “Одно окно”.
     О том, как собирается его “прорубать” Валерий Шанцев, мы решили спросить у самого вице-мэра.
     
     — Валерий Павлинович, у нас любой кампании любят давать громкое название. Но лично у меня есть опасение, что это самое “Одно окно” в итоге станет тем местом, откуда москвичей будут посылать по всем известному адресу...
 
    — Многие думают, что так это и будет: некое окно, а к нему длинная очередь. Но на самом деле в любом комитете, департаменте, префектуре, управе должно быть достаточное количество рабочих мест, где принимают документы от граждан и выдают необходимые гражданам документы. И отсутствие очереди — самый главный принцип реформы.
      — Можно сколько угодно твердить: “одно окно”, но так ничего в нем и не увидеть. Объясните, пожалуйста, простыми словами: в чем суть дела?
   
  — В том, что мы должны создать такую систему, когда москвич приходит в одно место за каким-то конкретным документом, который ему нужен. И сдает чиновникам только то, что у него есть: копию паспорта, копию аттестата, копию свидетельства о льготах, копию удостоверения ветерана войны... И никто больше не гоняет его за другими справками. Человек просто говорит, какой документ ему надо получить, после чего система сама обеспечивает все согласования. Если эти согласования безвозмездны, то и выдача документа бесплатна. Если за согласование по закону надо что-то платить, то человек оплачивает в банк и приносит платежку туда, куда он сдавал документы.
     И еще один главный принцип: чиновники, принимающие решения, лично не контактируют с заявителем. Чтобы не было такого: по закону нельзя, а если заплатить в карман чиновнику — то, в общем, конечно, можно. Система “одного окна” максимум через месяц должна выдать требуемый документ тому, кто за ним обращался.
      — Кроме благой идеи, что-то конкретное уже сделано?
  
   — Мы попросили, чтобы каждый комитет, департамент, государственное унитарное предприятие сдали нам список документов, которые они выдают. Этот список был подвергнут ревизии, и мы убедились, что многие документы не являются обязательными. В итоге он сократился приблизительно на 60%. В одной только Москомархитектуре было 102 выдаваемых документа, а осталось — 34.
     Возьмем простой конкретный пример, с которым многие сталкивались. Москвичу надо получить справку, что у него одна или несколько квартир. Это надо ехать на Зеленый проспект или в Марьинский парк, занимать в пять утра очередь, приходить отмечаться... Я поинтересовался: а кому нужна эта справка? Оказывается — Департаменту жилищной политики, чтобы поставить человека в очередь на получение жилья. Вдруг у него еще есть две-три квартиры в собственности, и он хочет за государственные деньги получить еще одну? Спрашиваю в департаменте: а система регистрации собственности квартир у кого находится? Отвечают: у нас. Зеленый проспект — их подразделение. Я спрашиваю: а у вас регистрационная база есть? Отвечают: есть. А у вас связь с Зеленым проспектом есть? Есть. Тогда зачем вы гоняете туда людей? Нажмите кнопку, ведь каждое рабочее место компьютеризировано, на это затрачено море денег. И вы увидите на дисплее: “Иванов — 3 квартиры”. И тогда говорите: милый, ты чего пришел-то? Все — вопрос исчерпан.
     То же самое — с дотациями льготникам на квартплату. Есть общая база данных, все можно получить без всяких справок. Так мы прочесали весь реестр. В итоге в нем осталось 182 документа, каждый расписали по департаментам, управам, префектурам. Теперь человек точно знает, в каком подразделении мэрии он должен получить каждый конкретный документ. Знает, сколько времени отводится на его оформление, как он выдается: бесплатно или за деньги. Это все уже есть на сайте правительства Москвы.
     — Вы хотите сказать, что система уже работает?
     
— Пока — нет. Она будет создаваться поэтапно. Есть некоторые документы аж с 50—60 согласованиями — попробуй его за месяц выдать. Да еще некоторые системы в этой цепочке согласований — федеральные: они упираются, почему-то очень хотят видеть заявителя лично...
     Но многие вопросы уже удалось решить. А дальше мы будем выстраивать всю сеть и смотреть: сколько раз человек заходит в одно и то же место, зачем, какова длительность согласования? Где есть почва для взяток? К каждому чиновнику милиционера не приставишь. Бороться с коррупцией можно, только коренным образом изменив систему принятия решений.
     Вчера, например, я рассматривал систему выдачи разрешений на переустройство квартир. Это очень актуальная тема. В префектурах стоят дикие очереди, и при этом 90% людей переделывают квартиры безо всяких разрешений. Потому что, как я вчера убедился, получить разрешение практически невозможно. Дело доходит до полного абсурда. Только один факт: вопрос о переустройстве квартиры нужно согласовывать с Департаментом природопользования. Зачем?! А вдруг, говорят, квартира находится в природоохранном комплексе. Но это же чушь! Ведь если сам дом построили в природоохранном комплексе, то все решения уже были приняты.
     Мы поставили конечный срок, когда мы выйдем на весь реестр документов, — 1 января 2005 года. И второй этап, самый главный: надо выводить систему “Одного окна” из комитетов и департаментов, вообще из всех чиновничьих структур.
     — То есть “Одно окно” в Москве станет в будущем отдельной структурой?
   
  — Второй этап реформы — это создание специальных центров работы с населением. По всем вопросам человек будет обращаться только туда, и только там ему будут выдавать все нужные документы.
     — Такие центры создадут в каждом районе?
  
   — Сейчас трудно сказать: мы должны пройти первый этап и определить объем работ, численность, приблизительную частоту посещения, наиболее традиционно нужные населению документы, и после этого надо будет делать расчеты по центрам. Они должны быть по числу районов, или они нужны только в префектурах, или они должны быть межрайонными.
     — В итоге реформы наверняка получится, что многие организации в Москве вообще не нужны.
     — Да, ведь сейчас согласованиями занимается громадное количество людей. И все это удорожает стоимость товара, проекта, строительства, жилья и т.д. Но за чиновников переживать особо не стоит. У нас сегодня безработица — 0,6%, и любому специалисту, который высвобождается в результате рационализации, можно найти работу, за которую он будет получать честно заработанные деньги. А почему москвичи сегодня должны платить за то, чего просто не должно быть на свете?
     — На какой срок рассчитана программа “Одно окно”?
    
 — Думаю, на ее полную реализацию трех-четырех лет нам хватит.
     


    Партнеры