Чрезвычайный Hовый год

Первый звонок января — в милицию!

Куда звонит народ начиная с вечера 31 декабря вплоть до конца следующего дня? Друзьям? Родственникам? А вот и не угадали. Вернее, угадали, да лишь частично. Для кого-то главный зимний праздник превращается чуть ли не в детектив. Не дай Бог, конечно, оказаться в ситуации, когда первая мысль — звонить в “02”, но таких желающих оказывается в новогоднюю ночь всегда предостаточно… Накануне наступления Нового года корреспонденту “МК-Воскресенья” удалось проникнуть в святая святых столичного ГУВД — дежурную часть. Дабы узнать, что происходит здесь в то время, как все население Москвы распивает шампанское и слушает бой курантов. И какие вообще опасности могут подстеречь каждого из нас в процессе “отмечания”.

Подростка усыпил Дед Мороз

Если нужно позвать милицию, мало кому придет в голову набирать телефон местного ОВД, обычно человек звонит по “02”. А значит, практически ни одно новогоднее ЧП не проходит мимо “дежурки”.

— Поверьте, нам звонят по любому поводу, — говорит мой собеседник, начальник дежурной части ГУВД Москвы Юрий Иванов, — даже если в квартире трубу прорвало. Это как первое слово ребенка — “мама”, так и в любой неожиданной ситуации человек кричит “милиция!”.

Интересная вещь. С одной стороны, звонить в новогоднюю ночь в милицию никто не должен. Потому как воры и убийцы — тоже люди, а значит, вполне могут позволить себе законный праздник. И вообще, что может интересовать человека в такое время, кроме как вручение подарков, поглощение шампанского с холодцом да поджигание фейерверков? Оказывается, все что угодно. И этим “все что угодно” большое количество населения почему-то непременно желает поделиться с девушкой по “02”. Красноречивое тому подтверждение: в ночь на 1 января в дежурную часть поступает вдвое больше сообщений, чем в простые дни. Но по делу — в два раза меньше обычного. Так что же хотят эти неугомонные граждане?

— Очень много звонков от гостей столицы — иностранцев (для общения с ними в “02” имеются телефонистки-переводчицы. — Авт.) и просто иногородних, — объясняет мой собеседник. — Приехал человек в Москву с группой, идет по городу — вокруг море огней. Потерялся и дорогу найти не может. Особенно часто звонят после двух ночи, когда на улицах все вымирает — транспорт уже не ходит, и водители-частники тоже перестают работать… Тогда мы спрашиваем заблудившегося, где он находится. Объясняем, что и как.

Чаще всего в столице теряются приезжие дети. Те, кому приходилось дежурить в новогоднюю ночь, до сих пор помнят случай, поставивший некогда на уши все московские экстренные службы. Из одного провинциального города приехала группа школьников в сопровождении педагогов. Детей повели в концертный зал на новогоднюю елку. А когда представление закончилось, взрослые недосчитались одного подростка. Три часа столичные стражи порядка искали ребенка по всей Москве. А нашли его в итоге в том же концертном зале. Под лестницей. Мальчишка… спал, как сурок. Такую вот скуку навеяло на тинейджера появление на сцене новогодних персонажей…

Закрывайте форточки от петард!

Впрочем, настоящий шквал звонков связан, конечно же, с новогодними “боевыми действиями”. Пиротехника в последние годы — настоящий бич. Петарды и фейерверки, а также “безобидные” бомбы, гранаты и ракеты, которыми загодя запасается народ, далеко не у всех вызывают празднично-восторженное настроение. Недовольных, спешащих при первых же звуках канонады звонить в “02”, хватает. И претензии у них абсолютно разные. Кому-то взрывы и хлопки в новогоднюю ночь мешают… спать. Иные жалуются, что ракета с улицы залетела к ним в окно (что сказать, хорошенький новогодний сюрприз!). Наиболее мнительные москвичи принимают доносящиеся со двора выстрелы и хлопки за… террористический акт.

Что касается последнего, то в милиции справедливо замечают: в Новый год нужно быть особенно начеку. Дай Бог, чтобы все вспышки и хлопки были лишь праздничной забавой.

Кстати, страсть взрывать и поджигать преследовала наш народ, похоже, всегда. Даже в советские времена, когда прилавки еще не были завалены таким количеством шутих, находились отдельные продвинутые персонажи, о чьих проделках потом говорила вся Москва.

— Помню, было это еще в в 80-х. Я тогда работал в уголовном розыске в Сокольниках, — вспоминает начальник смены дежурной части ГУВД, ее “патриарх” Анатолий Калинин (на днях ему исполнилось 60 лет). — Вынес один солдатик на улицу имитационный патрон (его используют на учениях для имитации взрыва артиллерийского снаряда — он не дает осколков, взрывная волна идет четко вверх. — Авт.). В три минуты первого поставил его возле жилого дома, поджег, а сам убежал. Как шарахнуло! Во всю стену — на трех этажах — стекла повылетали. Представляете, все Новый год празднуют, а у этих бедняг в квартире стужа, они окна подушками затыкают... А солдатика того так и не нашли…

Возможно, профессиональные преступники в Новый год действительно делают себе выходной. В любом случае, их нишу занимают обычные граждане. Самые распространенные преступления в новогоднюю ночь — это пьяные драки (компания на компанию), исход которых далеко не всегда ограничивается рукоприкладством, зачастую перерастая в битву на ножах. Бытовые убийства случаются как за праздничным столом, так и на улице. И в тех, и других случаях, как отмечают стражи порядка, определить причину драки практически невозможно. Как правило, это какая-то мелочь, которую к утру протрезвевшие свидетели трагедии даже не могут вспомнить. К примеру, кто-то “не так” запустил фейерверк. Или “не так” посмотрел на чужую девушку. Короче, ничего нового — банальный результат русских застолий.

Казалось бы, раз Новый год — значит, и преступления должны иметь соответствующие атрибуты: елка, Дед Мороз со Снегурочкой… Ан, нет.

— Это раньше возле зданий райкомов спиливали голубые ели — даже охрану приходилось на Новый год к ним приставлять, — говорят старожилы дежурной части, — сейчас елки уже не воруют. Пострадавший Дед Мороз? Таких тоже в последнее время не припомним… Да что с ним можно сделать? Ограбить? У него и брать-то нечего, он вообще после третьего визита уже пьяный… Нет, все-таки Деда Мороза у нас чтят…

Столичной милиции помогает Зорро

— Девушка, а я отмечаю Новый год один, — с этих слов в праздничную ночь начинается немало звонков на “02”. После подобного признания незнакомец обычно начинает изливать девушке душу и, захлебываясь пьяными слезами, перечислять все свои проблемы. Телефонистки понимающе кивают — человеку одиноко и просто не с кем поговорить.

Звонят в Новый год и сумасшедшие. Этим всегда есть что сказать. Сотрудники дежурной части прекрасно знают “постоянных клиентов”, которые из года в год названивают им с одной и той же “легендой”.

— Таких у нас человек десять, — ухмыляются милиционеры. — Особенно активизируются они во время смены погоды, а в праздник — тем более. Рюмку выпил — и уже дурак.

По словам стражей порядка, зачастую одной службой “02” подобные абоненты не ограничиваются. Если звонят — так сразу во все экстренные службы. А поскольку структуры эти между собой общаются тесно, они могут сделать вывод — звонки общих знакомых оригинальностью не отличаются да и опасности не несут. Разве что время отнимают. Ведь хотя и определяет хитроумная аппаратура телефоны звонивших, преступлением их словесный бред официально не является…

Есть в Москве некий персонаж по имени Зорро. Видимо, поклонник старого западного кино. Регулярно звонит в “02” и докладывает об оперативной обстановке в стране и в мире. “Сегодня я готов к выполнению задания по борьбе с “Аль-Каидой”, — важно сообщает он. — Какие будут поручения?”. “Хорошо, даем вам особо важное задание — следите за ситуацией в Москве, а потом доложите”, — отвечает ему обычно телефонистка. Зорро остается доволен.

В дежурной части знают на практике — сумасшедших, которые звонят в милицию, ни в коем случае нельзя “посылать” или бросать трубку. Сделаешь так — тогда прости-прощай: будет названивать в течение всей ночи каждые пять минут. Если же такого абонента внимательно выслушать, дав понять, что все, что он говорит, — действительно очень серьезно, он успокоится и затихнет на несколько дней. Короче говоря, девочки-телефонистки — самые настоящие психологи.

Кстати, каждой из девушек за сутки приходится в общей сложности отвечать примерно на 600 звонков. Работа, что и говорить, не для слабонервных…

Юрий Иванов заводит нас в свой кабинет. Подходит к городскому телефону, включает громкоговорящую связь и набирает “02”. На том конце провода голос “Здравствуйте, чем могу вам помочь?”

Оказывается, с некоторых пор каждая телефонистка дежурной части обязана приветствовать абонента такой фразой. Это не только вежливость, но и специально продуманный психологический прием. Человека, нервы которого на взводе, нужно сразу настроить на доброжелательный лад, чтобы разговор по существу не превратился в выяснение отношений. Ведь вывести звонившего из себя (особенно если на дворе Новый год и он изрядно перебрал) может любая мелочь…

А бывает, что звонят с поздравлениями. И таких людей в новогоднюю ночь море.

— Благодарят, говорят, что понимают, как нам тяжело, — рассказывает Иванов. - А бывало, что наутро сюда приезжали и привозили нашим девушкам цветы. Это те, кому они в новогоднюю ночь чем-то помогли.

“02” принимает звонки под елкой

Вообще же поток звонков в новогоднюю ночь идет волнообразно. Шквал начинается уже часов с 10 вечера (мало кто знает, что если человек, купивший мобильный в столице, оказывается в другом городе, его экстренный звонок автоматически адресуется в Москву). К утру сообщений о ЧП будет все меньше и меньше. А с 7.00 до 13.00 наступит относительное затишье. После чего, когда народ отоспится и опохмелится, столица снова “загудит”.

Начальнику дежурной смены Калинину в ночь на 1 января, как и в собственный юбилей, выпало дежурить. Вместе с ним будут работать еще десятки человек.

— Что здесь происходит, когда бьют куранты? Да ничего — так же работаем, — говорит он. — Звонки же не прекращаются. Родственников поздравляем только по телефону.

— В принципе дежурить в Новый год — не так и плохо, — говорит одна из сотрудниц дежурной части. — Сначала мы расстроились, когда узнали, а потом смирились. Приедем утром домой и отметим. Гораздо тяжелее тем, кто заступает на смену 1 января…

Никакого праздничного стола здесь в новогоднюю ночь тоже не бывает (только после смены). Во-первых, просто некогда. Во-вторых — даже если бы и захотелось сделать втихаря пару глотков шампанского, это просто физически невозможно — все, что происходит в помещениях дежурной части, постоянно фиксируется на камеры и выводится на экран.

На головах девушек не будет новогодних колпаков, никто не повесит на себя мишуру. Единственное напоминание о наступлении Нового года — парадная форма (белые рубашки, кители) и украшенные елки, уже загодя расставленные в комнатах. Да бумажные снежинки на стеклах.

— Примет и традиций в Новый год у нас особых нет, — признается начальник дежурной части. — Но одно могу сказать: в полночь каждую девушку под елкой неизменно будет ждать маленький подарок-сувенир. Например, игрушка…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру