Роже Федерер: швейцарское качество

Первый теннисист мира обожает подводную охоту и... телевизор

...Мама одного моего приятеля часто по работе бывает в Швейцарии. Сомневаюсь, что она когда-нибудь всерьез интересовалась спортом (достаточно того, что сын и муж сделали его своей профессией). Однако финал 100-го Открытого чемпионата Австралии по теннису — и первого в сезоне турнира Большого шлема — посмотреть ей пришлось. Выбора просто не было! Подачи Роже Федерера и Марата Сафина рассекали эфир швейцарского телевидения с частотой раз в полчаса (разумеется, не считая прямой трансляции). Улицы во всем государстве вымерли, как когда-то у нас — вспомните невзоровские “600 секунд”. Прерывались политические программы, развлекательные шоу, художественные фильмы. Народ жаждал лицезреть триумф своего кумира...


Но ничего не произошло. Гениальный швейцарец проиграл. Марат Сафин рассчитался с ним за свое зеркальное прошлогоднее поражение — там же, в Австралии.

А мама моего приятеля именно в тот день улетала в Россию — и радовалась. Естественно, за Марата. И все-таки была потрясена: до чего расстроились фанаты Федерера! А к ним даже швейцарские старушки, по всей видимости, относятся...

Но сам Роже лишь философски улыбнулся: “Марату это было нужно больше, чем мне”. А впереди его ждала новая победная серия. И поражение постепенно стерлось из памяти поклонников.

Пальцы музыканта

Александр Метревели как-то рассказал мне о Федерере, который даже на такого матерого теннисного волка сумел произвести феерическое впечатление.

— Знаешь, он так искренен и прост в общении, что даже теряешься в первую минуту. Никогда не видел, чтобы он кого-то оттолкнул, недружелюбно скривил физиономию. А когда улыбается — как будто светится изнутри...

Федерер не был мальчиком из бедной семьи. Отец, химик по образованию, родился в ЮАР, а потом перебрался в Швейцарию, точнее в Базель — столицу европейской фармакологии. И стал работать в фирме, производящей офтальмологические препараты — в той же, что и его жена, мама Роже. Так что по происхождению Роже наполовину южноафриканец. И в нем экзотично сочетаются горячая внешность и душевное тепло. И даже теперь — на берегу Рейна — он скучает по океану и песчаным пляжам. Жаждет вдыхать морскую соль. И потому купил красивую виллу в Арабских Эмиратах.

— Я так ленив: могу лежать на берегу день напролет и ничего не делать! Завидую сестре, которая живет в Майами!

Роже кажется таким счастливым. Вспоминает свою любимую подводную охоту, которой всегда обожал заниматься вместе со своим крестным отцом неподалеку от Дурбана.

— Надо же: я мог стать пианистом, а стал теннисистом! Так решили мои родители и с 4 лет стали приобщать меня к корту.

И все-таки детские уроки музыки принесли свои плоды. Тогда его чувствительные пальцы быстро и легко бегали по клавишам немецкого рояля. Теперь они не менее чутко сжимают рукоятку теннисной ракетки.

— Кстати, помимо тенниса я еще очень люблю футбол, баскетбол и... телевизор!

В личной жизни Роже тоже давно определился. За кортом его всегда ждет герлфренд со стажем — Мирослава Вавринец, в прошлом тоже известная швейцарская теннисистка. Из-за травмы она вынуждена была закончить карьеру довольно рано. Однако в профессиональном плане нашла себя в качестве менеджера Роже.



Уимблдонская история

В 2001-м Федерер одолел в четвертом круге Уимблдона суперамериканца Пита Сампраса — и это была самая громкая сенсация турнира. Тогда имя Роже зазвучало: газетные полосы пестрели звездными пророчествами. Но в четвертьфинале швейцарец проиграл хозяину корта Тиму Хенмэну — к великой радости английской королевы. Впрочем, недолгой...

У Роже тогда были нелегкие времена. В 2000 году погиб его южноафриканский тренер Питер Картер. Символично, что вскоре в его жизни появился другой Питер — Лундгрен. Тогда никто о нем толком ничего не знал. А теперь этот великан — по-настоящему велик. Он словно “отсек” из игры швейцарца все ненужное, по принципу великого скульптора, и талант Роже прорвался наружу, сметая всех соперников на своем пути. Какое счастье, что теперь Лундгрен — с Сафиным. Марат получил его по наследству от самого сильного игрока нашего времени.

То, что рано или поздно Федерер должен был выстрелить на Уимблдоне, — прогнозировалось. Все знали, что траву он любит и умеет на ней играть. Перед Уимблдоном-2003 Федерера называли одним из главных фаворитов турнира. Пит Сампрас тогда не играл, и в отсутствие опасного американца Федереру сам Бог велел выигрывать. По крайней мере, у него было не меньше шансов, чем у амбициозного Энди Роддика — на корте вездесущего, как ртуть. Они встретились в полуфинале, и зрители ждали досрочного определения победителя. Правда, Роже тогда сильно мучила спина, а Роддик был здоров и бодр, как молодой бычок. Но, возможно, ему просто не хватило гибкости?

Вероятно, Федерер непобедим, потому что нет у него слабых мест. Он может убить подачей и ошарашить противника ювелирным приемом недосягаемых мячей. Борис Беккер чуть не подпрыгнул от восторга: “Федерер умеет абсолютно все!” И австралийцу Марку Филиппуссису осталось только согласиться с этим — оказавшись в финале супротив южноафриканского швейцарца. Так Федерер впервые выиграл Уимблдон. И от счастья плакал...

Впереди его ждал триумфальный ужин во фраках и не менее триумфальный “завтрак с чемпионом Уимблдона”. А дома в Швейцарии приготовили, как раз напротив, очень даже милый деревенский сюрприз. Ему презентовали семилетнюю корову Жюльетт, которая весила почти тонну. Когда Роже предложили подоить красотку, он не растерялся. И заметил, что к молочным продуктам всегда относился положительно. Особенно к сыру!



В армию не хочу!

Вернувшись домой победителем Уимблдона, Роже спустился на землю. Получил повестку из... местного военкомата. Он был обязан проходить срочную службу в 300-тысячной швейцарской армии. Немногие знают, что, согласно закону, ни один гражданин Швейцарии в возрасте от 20 до 45 лет не имеет права избегать воинской службы (как правило, по три недели ежегодно!). Но Роже категорично заявил: “В армию не хочу! В теннис мне нравится играть гораздо больше”. Но при этом у него даже в мыслях не было менять гражданство.

— Мы никуда не поедем, останемся дома! — уверенно заявил его отец Роберт Федерер. — Мой сын не ищет места на корте, где можно обойти воинскую повинность. И, я надеюсь, все формальности с этим делом нам удастся уладить.

В результате было решено, что Федерер будет проходить альтернативную службу и благополучно исполнять свой гражданский долг на корте. Но в течение трех лет ему предстоит пятидневный “курс молодого бойца”, а кроме того — пятидневный курс по подготовке учителей физкультуры. После этого Роже сможет “работать по специальности” — будет обязан давать бесплатные уроки тенниса 5 дней в году.

Кстати, из-за высоких налогов Федерер тоже никогда не собирался покидать Швейцарию. А система налогообложения в этой стране весьма туманна. В разных кантонах налоги разные: где-то выше, где-то ниже. А есть и вовсе частные соглашения. К примеру, у Михаэля Шумахера, который тоже живет в Швейцарии, персональная договоренность с местным правительством, и платит он существенно меньше положенного (а частично налоги идут и в Германию). Вероятно, и у Роже есть свои договоренности...

Однако Федереру никогда не приходилось биться за каждый доллар, чтобы зарабатывать на жизнь. “Я зарабатываю, сколько зарабатываю!” — говорит он, зная, что каждый миллион получен честно, включая гонорар и плату за участие, которых его однажды хотели лишить на турнире в Дубае, обвиняя в “сплавленной” игре. Роже тогда сказал: “Для меня главное — не деньги, а репутация”. И даже у организаторов (не поленившихся провести тщательное расследование) не осталось оснований ему не верить... И никогда таких оснований не было у зрителей, с наслаждением наблюдающих за его игрой.

Федерер уникален тем, что не дает себе права расслабляться. Для него не существует понятия “сладкий месяц ничегонеделания” — чтобы как-то прийти в себя. Его бесконечные серии без поражений с редкими вкраплениями неудач в финалах — феномен нашего времени.

Достаточно увидеть рейтинг на 11 апреля 2005 года. У Федерера сейчас 5061 очко. Отрыв от второго места налицо: у Энди Роддика — лишь 3522. На третьем месте — Хьюитт (3463), на четвертом — Агасси (2932), на пятой строчке — Сафин (2414).

На сегодня Федерер недосягаем. Гений — вне конкуренции...



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру