Рожденные петь

Михаил Турецкий: “Перед концертом нельзя заниматься сексом”

Они превратили академический концерт в грандиозное, яркое, красочное шоу. Они поют оперные арии и городской романс, в их программе звучат еврейские молитвы и церковно-славянские песнопения, джаз и рок-н-ролл. В этом году элитная арт-группа “Хор Турецкого” празднует 15-летний юбилей. Думается, что больше всего поздравлений услышит бессменный руководитель коллектива заслуженный артист России Михаил Турецкий.

Как созревает голос

— Вы очень много работаете, наверное, сильно устаете. Как отдыхаете?

— Как отдыхаю? Да я не напрягаюсь (смеется). Если честно, то у меня редко возникает ощущение усталости. Я вчера общался с врачом, так он сказал мне, что физиологически подобные нагрузки почти невыносимы. Наверное, моя работа для меня наркотик, иначе не объяснишь. Но вообще я очень люблю спорт. Горные лыжи, например. Причем место для катания не принципиально, то есть пафосность обстановки меня не волнует. Могу на Байкал съездить, могу в Мурманскую область податься. И не подумайте, что я поддался моде на горные лыжи. На самом деле я с 15 лет катаюсь. Меня отец приучил к беговым лыжам и конькам.

— А полежать на песочке в тени пальмы на каких-нибудь Бермудах или Мальдивах?

— Никогда не понимал и не любил такой отдых. Не поверите, но впервые в жизни минувшим летом я как раз именно так и отдыхал. Провел чуть меньше недели на курорте в Болгарии. Целый день валялся на пляже, и ничего больше не хотелось. Я даже сам себе удивился. Наверное, какая-то переоценка ценностей произошла.

— Возраст?

— (Смеется.) Тоже может быть.

— Михаил, ваш хор работает всегда только живьем. При этом шоу, как правило, длится около трех часов, а во время гастролей перерыв между концертами может быть не более одной ночи в поезде. Как вы и ваши певцы ухаживаете за голосом, как “отдыхают” ваши голоса?

— “Хор Турецкого” — это профессиональные певцы. Они сами знают, что для их голосов хорошо, а что плохо, что можно и что нельзя. Понимаете, голос — словно мышцы. Если правильно заниматься физкультурой, то ваши мышцы работают и работают и с каждым занятием все лучше и лучше. То же самое с голосом. Если правильно петь, а профессионалы знают, как это — правильно, то голос только с каждым разом становится все лучше и лучше. Кроме того, скажу, что человеку с нормальной природой не нужна виагра. Уверенность в своих силах и настроение. Я вот могу петь три часа на концерте, а потом по дороге в гостиницу зайти в караоке. Так хочется петь, что даже деньги за это плачу, представляете?! (Смеется.) Безусловно, есть какие-то правила. Например, перед концертом необходимо выспаться. Желательно не заниматься сексом за сутки до выступления.

— Сексом?

— Да. Надо сохранить либидо, которое необходимо на сцене. В спорте же тоже есть такое правило. Не заниматься любовью перед важными соревнованиями.

Почем талант?

— “Хор Турецкого” не слишком скромное название для коллектива, вам не кажется?

— Почему же?! Есть же оркестр Спивакова, мастерская Фоменко, хор Турецкого. Я основатель и художественный руководитель. Был “Еврейский хор”, пришло время, и название решено было поменять.

— С какими трудностями вы столкнулись, когда снова стали много работать в России?

— Да ни с какими особенно. Понимаете, если есть интересный и качественный продукт, на него всегда будет спрос.

— Как выглядит ваш среднестатистический зритель?

— У нас был тур по России, более 60 концертов в 48 городах за 75 дней, и теперь я точно могу сказать, кто ходит на наши концерты. Мэры, губернаторы, олигархи, медики, педагоги, инженеры. Все, кто понимает, что консерватория — это не то место, где консервы заворачивают.

— Я знаю, что вы часто работаете на корпоративных вечеринках...

— Ну и что тут такого?! Да, мы работаем, причем на мероприятиях самых крупных и представительных компаний нашей страны. Если артист говорит, что не выступает на частных и корпоративных вечеринках, значит, его просто не приглашают. Мэрилин Монро работала на корпоративах, Фрэнк Синатра, чем мы хуже? Артист существует для людей. Иногда для большого количества людей, иногда для некоторых, но уже за большие деньги.

— Не буду спрашивать, сколько вы стоите, спрошу так — от чего зависит цена артиста?

— Это решают маркетинговые службы. Трудно, но можно соизмерить талант артиста, его способности с местом и временем. Если он будет стоить дешевле, он должен будет работать больше и наоборот. Например, Хворостовский определил себе высокую цену, и он работает не более семи раз в месяц.

Под “фанеру” не расслабишься

— Помню вашу концертную программу, в которой участвовали популярные эстрадные артисты. Но больше в ваших программах я ничего подобного не слышала. Почему вы больше не приглашаете того же Баскова, Киркорова или Вайкуле?

— Мы самодостаточная группа. Наша публика, люди, которые приходят на наш концерт, хотят слушать именно нас. А тогда, почти два года назад, было интересно заставить артистов делать то, чего они раньше не делали. Лайму Вайкуле — запеть басом, а Баскова — исполнить “Мурку”, да и Киркоров отлично вышел.

— Вы заставили их петь живьем — это большой подвиг.

— Честно говоря, я не понимаю артистов, которые поют под фонограмму. Понимаете, если человек сам не болеет, то вряд ли он может кого-то заразить. То же и в искусстве.

— Но “фанерные” концерты собирают полные залы между тем.

— Это российский феномен. Хотя, например, я понимаю, что вот Боря Моисеев поет под “фанеру” и не скрывает этого. Но ведь он и не голосом берет, а совсем другим, у него не концерт, а настоящее шоу.

— “Хор Турецкого” мог бы остаться навсегда в Америке?

— Мы могли бы там развиваться, но мы не сторонники уходить в эмиграцию. Мы предпочитаем жить в Москве, а работать во всем мире. Никто никогда не хотел уезжать в Америку навсегда. Мы по сути своей русские люди. Я вот чистокровный еврей, но никогда и мысли не было жить где-то еще, кроме России. Мой отец — еврей, прошедший войну, никогда не хотел уезжать отсюда. Он любит Красную площадь, Большой театр и Арбат. А те, кто хотел остаться, остались.

— Как складываются отношения в вашем коллективе?

— Мы все выпускники Гнесинки, у нас, что называется, культура есть. В этом году нашему коллективу 15 лет. Мы шли к успеху долго и медленно, поэтому с нашими головами уже ничего не случится. Не закружится, и звездной болезни не будет. Поэтому и отношения хорошие.

— На Новый год, конечно, работаете?

— Конечно. Но как сивка-бурка с места на место прыгать не будем. Последние годы я принимаю соломоново решение и выбираю оптимальное место, где можно и работать, и заодно и с семьей прийти, чтобы все-таки Новый год встретить. Хотя мне тут идея в голову пришла — устроить “Новый год с “Хором Турецкого”, но времени маловато для организации такого мероприятия осталось. Может быть, в следующем году получится.

9 и 10 декабря “Хор Турецкого” представит новую программу “Рожденные петь” в Государственном Кремлевском дворце.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру