Праздник непослушания

Французские школьники не знают, кто такая Красная Шапочка

От сессии до сессии живут студенты весело. Это сказано не про наших московских, из последних сил грызущих гранит науки, а про их собратьев, получающих высшее образование в стенах знаменитой французской Сорбонны.

Этой весной французам до того стало лень учиться, что они взяли и устроили настоящую бузу в Париже и его окрестностях.

Корреспондент “Московского комсомольца” оказался в самой гуще событий.

Шум. Гам. Звон разбитых стекол. Французские тинейджеры вовсю громят витрины дорогих бутиков возле Сорбонны. Возле университета стоят плотные ряды полицейских, их тела закрыты железными щитами, но форма все равно вымазана сырыми яйцами. Юные бунтовщики постарались.

Вокзалы не работают. В центре мегаполиса сплошные митинги. Весенний парижский воздух насыщен запахом французского вина из подвалов Сорбонны. “Говорят, что студенты залезли в профессорские погреба и вынесли оттуда все бутылки”, — завистливо тянет кто-то трезвый. — Да, повезло им!”

Главный университет страны нынче закрыт. По распоряжению властей из-за начавшихся беспорядков пасхальные весенние каникулы для добропорядочных студентов начались на неделю раньше.

А недобропорядочные молодчики не учатся уже давно, они на улицах. Кажется, что весь город собрался сегодня вместе, чтобы поучаствовать в безумном парижском карнавале. В новом празднике непослушания.

— Почему твои однокашники устроили новую революцию? — спрашиваю я у студентки Наташи, русской девушки, вот уже три года изучающей в Сорбонне историю французского искусства.

— Эти эгоисты просто с жиру бесятся, — фыркает она. — Молодые французы бастуют против так называемого закона о первом найме, который недавно подписал французский премьер-министр Доминик де Вильпен. По этому документу вчерашних школьников, которые не поступили сразу в институт, можно уволить с их первого места работы без объяснения причин и выплаты им моральной компенсации. А выпускники французских вузов, даже получив диплом, должны проходить испытательный срок целых два года, а не три месяца, как раньше. Поэтому-то молодые так недовольны...

Да, нам бы их французские проблемы. В России вчерашний одиннадцатиклассник, который не сдаст хорошо вступительные экзамены, не то что хорошую работу себе не найдет — прямым ходом загремит в армию.

И ничего, не бастуем почему-то...

— Молодые французы очень избалованы своим государством, — продолжает Наташа. — Они считают, что власти должны заботиться о них, давать им бесплатное образование. А они в ответ только права качают! Знаешь, сколько стоит учиться в Сорбонне для гражданина Франции? Всего триста евро в год, причем вступительные экзамены сдавать вообще не надо. Вот и поступают сюда одни лентяи.

Из-за такой расслабухи, как говорят, от знаменитой Сорбонны и остался один только бренд. На лекциях студенты ходят по партам, плюют в потолок, ставят ботинки на стол, препода толком никто не слушает. А после окончания учебы, так и не получив толком никаких знаний, многие начинают возмущаться: “Почему нам сразу не дают место начальника? У нас такой крутой диплом!”

Впрочем, бесплатное образование в муниципальных французских школах тоже оставляет желать лучшего. Учителя ничего не задают ребятам на дом, ученики, особенно те, кто живет в “ситей” — рабочих городках для бедных, — часто прогуливают занятия. Лафа да и только!

От скуки и отсутствия достойных занятий всю прошлую осень арабские подростки из “ситей” колошматили по ночам машины богатых буржуа в предместьях Парижа. Это тоже стало большой проблемой французских властей, однако изменить отношение детей к получению образования они не спешат.

Почему погиб на баррикадах маленький Гаврош? Кто написал сказку про Красную Шапочку? Как звали главную фаворитку Людовика Четырнадцатого? Что ни спроси — юные французы делают удивленные глаза, не знаем, мол. Это мы не проходили!

Мы в это время заняты были — бастовали и чужие машины дубасили.

Даже имя Виктора Гюго многие французы слышали только потому, что недавно прошел мюзикл по его “Собору Парижской Богоматери”.

Хотя, с другой стороны, без знаний сегодня никуда, и вчерашние прогульщики, оказываясь во взрослой жизни, чаще всего пополняют ряды безработных неудачников.

— Моя мама вот уже полгода специально возит меня и брата в частную школу для богатых, в другом квартале, потому что в нашей школе давно уже ничего не требуют, всем на всех наплевать, — считает 14-летняя Камиль. — Конечно, очень тяжело вставать утром рано, залезать в машину, на ходу жуя бутерброды и повторяя неправильные глаголы. Но я понимаю, что иначе, без приложения сил, ничего не добьюсь. Русским ребятам везет, что у них учителя такие строгие. Зато вам потом по жизни будет легче!


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру