Закат Блэра

Британскому премьеру избирательницы уже нашли достойную замену

В мае 2005 года британский премьер Тони Блэр повторил исторический рекорд Маргарет Тэтчер. Он стал вторым в истории страны человеком, которому удалось три срока подряд занимать премьерское кресло. Не прошло и года, как оно под ним закачалось.

КРАСАВЕЦ У ВЛАСТИ

«Ура! Моей радости по поводу внушительной победы лейбористов нет предела… Тони Блэр… первый премьер-министр, с которым я легко могу представить взаимно добровольный секс», – записала в своем дневнике Бриджит Джонс, героиня бестселлера Хелен Филдинг, 2 мая 1997 года. Вместе с ней в тот день ликовала большая часть молодого населения Британии.

Самый юный премьер с 1812 года – на тот момент ему было 44 года – выглядел настоящим британским воплощением яппи. За плечами у него к тому времени было два колледжа (в Эдинбурге и Оксфорде), год работы – «ради познания жизни» – барменом в Париже, преподавание права в Оксфорде, два года журналистской практики в качестве колумниста «Таймс», многолетний партийный стаж и 14 лет парламентской деятельности, в том числе три – в качества лидера лейбористской партии. Фотогеничный, активный и амбициозный, Тони в сравнении с тусклым середнячком-консерватором Мэйджором смотрелся харизматической личностью. А его предвыборные обещания – навести порядок в образовании и здравоохранении, не повышать базовые или максимальные ставки подоходного налога, сделать Британию лидером объединенной Европы – были не только близки большинству британцев, но и казались – на фоне фонтанирующей энергии премьера – близкими к осуществлению. В результате лейбористы набрали более 43 процентов голосов избирателей и получили в палате общин на 175 мест больше, чем консерваторы.

МОДЕРНИЗАТОР

Победу – первую после 18-летнего правления консерваторов – принесло не только личное обаяние «тефлонового Тони». Гибкий молодой политик приложил максимум усилий, чтобы изменить устаревший и ставший непопулярным имидж лейбористов, и достиг на этом пути немалых успехов.

Пересмотр политики партии начался еще в конце 80-х годов. В результате к моменту, когда Блэр стал ее лидером, лейбористами уже были похоронены лозунги ренационализации, одностороннего ядерного разоружения, всеобщей занятости, отмены антипрофсоюзных законов 80-х годов и выхода Великобритании из ЕС.

Расширение расходов на «государство благосостояния» ставилось в зависимость от экономического роста страны. Блэр решил пойти еще дальше. В 1994 году неожиданно для многих на партийной конференции он поставил вопрос об изменении статьи 4-й устава партии, в которой с 1918 года одной из главных целей объявлялось обобществление средств производства. Несмотря на развитую лидером бурную активность по разъяснению предложения, левые его забаллотировали. А лидер шахтерской забастовки 1984–1985 годов Артур Скаргилл даже заявил, что Блэр объявил партии войну.

Однако Блэр не сдался. И в апреле 1995 года две трети специально созванной конференции лейбористов проголосовали в поддержку изменения статьи. Из ее текста было изъято упоминание о национализации средств производства. Его место заняла формулировка о необходимости объединения энергии рынка с принципами партнерства и сотрудничества для создания динамичной экономики. Де-факто это коротко сформулированная доктрина «третьего пути», которая стала политическим кредо «новых лейбористов», отказавшихся во имя победы от левоцентристской идеи.

Критики Блэра называют эту концепцию «капитализмом в социалистической упаковке», что недалеко от правды. Однако именно максимальный в левой партии сдвиг вправо принес Тони не только внутрипартийное прозвище «модернизатор», но и значительный прирост ее рядов – в 1997 году число членов лейбористской партии по сравнению с 1991 годом почти удвоилось и составило 400 тысяч человек.

ПЛЮС И МИНУС

Въехав с семьей на Даунинг-стрит, 10, Блэр уже в первые месяцы своего премьерства продемонстрировал, что не зря занял свое место. Он резко оживил процесс мирного урегулирования в Северной Ирландии. В сентябре 1997 года в многопартийных мирных переговорах впервые приняли участие представители Шинн Фейн, политического крыла Ирландской республиканской армии.

Одновременно Блэр предпринял серьезные шаги по децентрализации власти. По предложению лейбористов 11 сентября 1997 года в Шотландии был проведен референдум об образовании местного парламента с ограниченными правами. 18 сентября на референдум в Уэльсе был вынесен вопрос об учреждении Уэльской ассамблеи.

Основными достижениями первого срока в области социальной политики были введение минимальной заработной платы, создание миллиона новых рабочих мест и значительное улучшение положения в начальной школе.

Тем не менее уже к концу первого срока всенародная любовь к Тони стала ослабевать. Несмотря на значительные инвестиции в здравоохранение и образование, положение в этих сферах в целом изменилось мало. Огромные очереди на операции в больницах, переполненные классы и низкий уровень знаний в государственных школах, отвратительная работа железных дорог – все это явно не отвечало предвыборным ожиданиям. А увеличение основной ставки государственной пенсии всего на 75 пенсов и вовсе было воспринято многими как оскорбление.

Еще одним раздражающим фактором стала история с «Куполом тысячелетия», грандиозным сооружением в Гринвиче под Лондоном, которое построили в 1999 году. Строительство обошлось более в чем 600 миллионов фунтов, но число посетителей «Купола» оказалось гораздо меньшим, чем ожидалось, и окупить помпезный проект за 2000 год, как обещали инициаторы постройки, не удалось. Зато на содержание «Купола» в течение года было потрачено около 1 миллиарда фунтов стерлингов из государственной казны. В конце 2000 года «Купол» закрыли, но в глазах избирателей он стал главной финансовой неудачей Тони Блэра.

Все это, однако, не помешало ему вновь победить на выборах. Впрочем, злые языки уже тогда заговорили, что победу ему принесла не проводимая лейбористами политика, а слабость кандидата от консерваторов Вильяма Хейга.

В ОБЪЯТИЯХ БУША

События 11 сентября 2001 года и начавшаяся «война с терроризмом» заметно изменили политический облик Тони Блэра: лидер, ранее поглощенный в основном внутренними проблемами, на глазах превратился в одного из ключевых игроков на международной арене и главного союзника США.

Его противники открыто называли премьера «подпевалой Буша». Он стал и объектом сатиры – в скандально знаменитом клипе Джорджа Майкла он был представлен пуделем, прыгающим вокруг американского президента и приносящим ему палку.

Если удар по афганским талибам с их длинным шлейфом грехов – от разрушения древних памятников культуры до угнетения женщин – воспринимался многими британцами как мера необходимая, моральная оправданность войны в Ираке сразу вызвала у людей очевидные сомнения. Согласно опросам, проведенным в марте 2003 года газетой «Таймс», 62 процента граждан страны считали доводы в пользу военной операции в Ираке неубедительными. Лондон сотрясали многотысячные антивоенные демонстрации. Восемь членов кабинета министров, в том числе давний соратник Блэра Робин Кук, подали в отставку. Однако премьеру – как утверждали злые языки, не без помощи манипуляций – удалось склонить парламент на свою сторону и одобрить военные действия.

После начала войны череда скандалов увеличилась – с иракским досье, содержавшим утверждение о готовности Ирака за 45 минут применить оружие массового поражения, с самоубийством военного эксперта доктора Дэвида Келли, благодаря которому эти сведения «утекли» на Би-би-си, с самим ОМУ, которого, как позже признал Тони Блэр, скорее всего у Саддама не было.

В конце 2004 года за его отставку выступала треть британских граждан. Не порадовали население и недавно обнародованные цифры затрат на войну – за три года они составили 3,1 миллиарда фунтов.

СТАРЫЙ И УСТАВШИЙ

На выборах 2005 года лейбористы потеряли 35 парламентских кресел и 7 процентов голосов. Как и во время предыдущих выборов, победой Блэр оказался обязан женщинам – его партии отдали голоса 38 процентов из них. Но уже через три месяца после торжеств по случаю нового воцарения на Даунинг-стрит, 10, призрак иракской войны вновь замаячил перед премьером. На этот раз в связи с прогремевшими в июле прошлого года взрывами в Лондоне. Большинство граждан связало их с ролью Британии в военной операции в Ираке, а заодно и обвинило в них Блэра.

В начале 2006 года в прессу попала история со скрытыми пожертвованиями лейбористской партии на предвыборную кампанию. За счет кредитов Блэру удалось собрать 14 миллионов фунтов. Когда же история с кредитами выплеснулась на страницы газет, Блэр признал факт получения денег, но заявил, что в этом нет ничего противоречащего законам.

Согражданам премьера так не показалось: его рейтинг упал до 36 процентов, а половина британцев высказалась за скорейшую отставку премьера. К этому же шагу призвала Блэра и традиционно поддерживающая лейбористов газета «Гардиан». Соратники по партии утверждают, что отставка состоится, но не ранее Рождества 2006 года.

Скорее всего, точку в политической карьере Энтони Чарльза Линтона Блэра придется ставить избирателям. Вернее, избирательницам. Подходящая – с их точки зрения – замена нынешнему премьеру уже нашлась. Недавно выяснилось, что новый лидер консерваторов, он же дальний родственник короля Генриха VII Дэвид Камерон, вошел в список 100 самых сексуальных мужчин мира, составленный журналом New Woman. По словам главного редактора журнала, «женщины, которые сегодня высоко оценили обаяние лидера консерваторов, те же, что когда-то восхищались Блэром, пока он не стал старым и уставшим».


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру