Газовые закрома Родины

Поставки энергоресурсов – основная тема 2006 года. Газ становится мировым топливом номер один, а Россия – его основным поставщиком. Иностранцы по-всякому выражают интерес к «Газпрому».

Но подорожавшей до третьей в мире компании прежде надо навести порядок на внутреннем рынке

Две тенденции будут определять развитие газовой индустрии России в ближайшие годы: дорожающая себестоимость добычи и растущее потребление как внутри страны, так и за рубежом. Основная задача «Газпрома» на ближайшую перспективу – раздобыть как можно больше дешевого газа.

Мировые начальные ресурсы газа составляют примерно 600 триллионов кубометров. Они складываются из объемов накопленной добычи, текущих запасов, перспективных и прогнозных ресурсов. Доля России в этом объеме самая большая – 42 процента, или 250 триллионов кубометров. По разведанным запасам газа Россия тоже занимает первое место в мире – 32 процента мировых запасов, или 47,8 триллиона кубометров. При этом 35 триллионов приходится на Западную Сибирь, 4 – на шельф северных морей, 3,8 – на Восточную Сибирь и Дальний Восток.

Следует оговориться, что эти оценки приблизительные. Поскольку централизованно в России никто мониторингом газовых запасов не занимается.

ДОБЫЧА ПАДАЕТ

Лицензиями на абсолютное большинство месторождений обладает, как нетрудно догадаться, ОАО «Газпром». Разведанные запасы компании и ее 100-процентных «дочек» составляют 28,4 триллиона кубометров. В нераспределенном фонде находится 8,9 триллиона кубометров запасов. А 9,9 триллиона – запасы независимых недропользователей, которых в России осталось совсем немного.

Большая часть (85 процентов) разведанных запасов «Газпрома» сосредоточена в Западной Сибири. Ямало-Ненецкий автономный округ – основная вотчина монополиста. При этом около 81 процента запасов заключено в 7 крупнейших месторождениях: Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Астраханское, Харасавэйское, Бованенковское и Штокмановское. Правда, последние три еще лишь готовятся к разработке.

Не меньшую заботу представляют месторождения, выработанные более чем на 50 процентов. А такие обеспечивают около двух третей сегодняшнего объема добычи «Газпрома». В частности, по Вынгапуровскому показатель выработанности составляет 81 процент, Медвежьему – 78 процентов, Оренбургскому – 57 процентов, Уренгойскому – 59 процентов.

Добыча падает. Чтобы решить эту проблему, «Газпрому» необходимо разрабатывать новые месторождения. По прогнозам, с 2007 года роль газовых «житниц» будут играть месторождения на полуострове Ямал и в его акватории, залежи в акваториях Обской и Тазовской губ, а также Штокмановское ГКМ, расположенное на шельфе Баренцева моря.

По данным Российского газового общества, на новые месторождения будет приходиться более 76 процентов газодобычи. При этом себестоимость этого сырья довольно высока – не менее 8–12 долларов за 1000 кубометров по сеноманским залежам и до 20 долларов за 1000 кубометров – по нижнемеловым и ачимовским, находящимся глубже.

Но «Газпром» почему-то не торопится осваивать новые провинции. Так, уже больше 15 лет к разработке готовятся Бованенковское и Харасавейское месторождения на Ямале с объемом добычи до 180 миллиардов кубометров ежегодно.

А по поводу Бованенковского весной прошлого года министр природных ресурсов Юрий Трутнев и вовсе сказал, что теми темпами, которыми оно осваивается, компании потребуется 300 лет, чтобы ввести его в эксплуатацию.

Спустя пару месяцев заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Ананенков заявил, что надеется на согласование инвестиционной программы по Бованенковскому уже в ближайшее время. Начало освоения этого месторождения запланировано на 2008 год, Харасавейского – на 2012-й.

ЗАГРАНИЦА ПОМОГАЕТ

Куда живее продвигаются проекты, в которых замешаны зарубежные интересы. Так, например, инвестиций дождалось расположенное на Ямале Южно-Русское месторождение, служащее основной сырьевой базой к Северо-Европейскому газопроводу. Вложения в СЕГ и Южно-Русское составят около 13 миллиардов долларов: 1,5 миллиарда на месторождение и остальное – на трубопровод. (В 6 миллиардов долларов обойдется сухопутная часть с учетом отводов для газификации северо-западных областей России, в 5,5 миллиарда оценен подводный участок).

Схожая судьба у Штокмана, содержащего 3,2 триллиона кубометров газа и 31 миллион тонн конденсата. Месторождению в 2006 году исполняется 18 лет. Символично, что «совершеннолетие» совпало с созданием консорциума по разработке.

В «шорт-лист» «Газпрома» попали 5 компаний: Chevron (США), ConocoPhillips (США), Statoil (Норвегия), Hydro (Норвегия), Total (Франция).

Поскольку проект предусматривает не только сложнейшую добычу в условиях арктического шельфа, но и производство, а затем продажу в США сжиженного природного газа, оптимальный состав разработчиков должен содержать как минимум одну норвежскую компанию и одну американскую. Инвестиции в объеме 18,7 миллиарда долларов окупятся здесь за 13 лет. А время разработки, если в среднем добывать по 60 миллиардов кубометров в год, оценивается в 50 лет.

Не так давно Дальний Восток также был объявлен зоной особого интереса компании. Здесь тоже есть неосвоенные месторождения, но «Газпром» больше интересуется стартовавшими проектами. Уже не первый год ведутся переговоры о вхождении монополии в состав консорциума «Сахалин Энерджи» – оператора «Сахалина-2».

Royal Dutch Shell, обладающая контрольным пакетом, готова уступить «Газпрому» блокирующий пакет.

В обмен на 50-процентное участие в разработке неокомских залежей Заполярного месторождения в Западной Сибири. Обмен неравнозначный, но кто кому и, главное, сколько должен платить – стороны так и не выяснили. А тут еще, совершенно неожиданно для России, «Сахалин Энерджи» вдвое, до 20 миллиардов долларов, увеличил смету «Сахалина-2». И тем самым только усложнил бартер.

Последняя инициатива Royal Dutch Shell – переговоры с остальными участниками консорциума, японскими Mitsubishi и Mitsui, о выкупе части их акций. Вполне вероятно, что Shell решила оставить себе контроль в этом первом в России проекте по производству сжиженного природного газа, а блокирующий пакет для газовой монополии «наскрести» за счет остальных участников проекта.

Независимо от того, чем завершатся переговоры с Shell, а также с другими иностранцами по ямальским и арктическим проектам, проблему падающей добычи «Газпрому» нужно решать уже сегодня. Судя по его «Программе развития минерально-сырьевой базы газовой промышленности на период до 2030 года», уже к 2005 году компания собиралась добиться паритета между объемом отбора углеводородов и их приростом.

С 2002 по 2004 год прирост запасов газа за счет геологоразведки составил свыше 1,3 триллиона кубометров. Лицензионная деятельность принесла еще 184 миллиарда кубометров. А коэффициент восполняемости запасов увеличился лишь до 0,69. Как видно, до паритета далеко.

А ведь уже в 2006 году начинается второй этап «Программы», подготовительный для «перехода к расширенному воспроизводству минерально-сырьевой базы».

«ДОЧКИ» НА КОРОТКОМ ПОВОДКЕ

Решить эту задачу исключительно за счет лицензионной деятельности и геологоразведки крайне дорого. Гораздо дешевле скупать и отсуживать промыслы у независимых производителей.

В последние годы прирост запасов «Газпром» производил в основном за счет приобретения и возврата активов. «Ушла «дочка», погуляла и должна вернуться», – так образно выразил позицию компании Александр Ананенков. Под этим лозунгом в прошлом году в лоно «Газпрома» была возвращена некогда третья по величине независимая газовая компания «Нортгаз».

После этого Федеральная антимонопольная служба вынесла беспрецедентное решение: запретила «Газпрому» и его дочерним структурам покупать контрольные пакеты российских газовых компаний. Но монополия и без того может влиять на их бизнес, регулируя доступ к своему трубопроводу.

Наиболее крупными из независимых производителей газа среди оставшихся на рынке считаются «НОВАТЭК» и «Итера». Первая в 2005 году извлекла из недр 25,2 миллиарда кубометров газа и 2,586 миллиона тонн конденсата и нефти.

«Итера» и вовсе в прошлом году не вела добычу газа, занимаясь лишь его оптовой продажей. Контроль над своими разработанными месторождениями – «Таркосаленефтегазом» и «Ханчейнефтегазом» – она еще в 2004 году уступила компании «НОВАТЭК». Правда, с условием, что последняя будет в течение 5 лет поставлять бывшей хозяйке ежегодно 6 миллиардов кубометров. Сама же «Итера» решила сосредоточиться на наиболее перспективном активе – ОАО «Сибнефтегаз», разрабатывающем крупное Береговое, а также Пырейное месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе.

Еще один заметный независимый производитель газа, «Роспан Интернешнл», принадлежащая ТНК-BP, в 2005 году добыла 1,8 миллиарда кубометров газа и 460 тысяч тонн конденсата.

ПРОБЛЕМНАЯ КОВЫКТА

Вторая подконтрольная российско-британскому консорциуму газовая компания – «РУСИА-Петролеум». Она занимается разработкой крупнейшего в Восточной Сибири месторождения – Ковыктинского (350 километров к северо-востоку от Иркутска), с суммарными запасами газа 2,13 триллиона кубометров, конденсата – 90 миллионов тонн, гелия – 2,3 миллиарда кубометров.

Именно наличие значительного объема гелия, который считается стратегическим сырьем и подлежит обязательному извлечению, выделяет Ковыкту из всех месторождений. Газ отсюда, прежде чем отправляться потребителям, должен обязательно поступать на газоразделительный завод. Строительство такового обойдется примерно в 1,5 миллиарда долларов.

Но не в этом заключается проблема освоения месторождения. Более 30 миллиардов кубометров газа в год, которые может дать Ковыкта, попросту не нужны на внутреннем рынке Иркутской области.

Закачивать сырье в Единую систему газоснабжения, как того требует «Газпром», основные акционеры «РУСИА-Петролеум» тоже не считают целесообразным, поскольку внутренний российский рынок сложно назвать рентабельным.

Месяц от месяца ТНК-BP предлагает «Газпрому» все новые и новые варианты компромисса. Но ситуация вокруг Ковыкты не меняется.

Но теперь, похоже, ковыктинский газ пойдет в Китай.

КОМПРОМИССНЫЙ «ЛУКОЙЛ»

Кроме ТНК-BP среди нефтяных компаний газовым бизнесом занимается «ЛУКойл». Правда, Вагит Алекперов и его «ЛУКойл» с «Газпромом» конфликтовать не склонны. Без лишних разговоров они продают весь добытый газ прямо на скважине «по цене не менее 22,5 доллара за 1000 кубометров без учета НДС».

Находкинское месторождение, лицензия на освоение которого с 2001 года принадлежит компании «ЛУКойл-Западная Сибирь», содержит более 250 миллиардов кубометров запасов. А дальнейшая разведка в районе Большехетской впадины должна «донести» еще 800 миллиардов кубов.

Интересуется газом и «Роснефть». В нынешнем году она планирует добыть 13,9 миллиарда кубометров голубого топлива. К 2010 – не менее 25–30 миллиардов. Доказанные и прогнозные запасы газа «Роснефти» – 1,2 триллиона кубометров, а крупнейший актив – Харампурское месторождение (773 миллиарда кубометров).

Характерная черта практически всех месторождений, разрабатывающихся независимыми компаниями, – растущая добыча. Но все равно их объемы с газпромовскими не сравнить.

Если «Газпром» добыл в 2005 году 547 миллиардов кубометров газа, то нефтяные компании – 49 миллиардов, «НОВАТЭК» – 25 миллиардов, прочие газопроизводители – 19 миллиардов. В 2006 году «Газпром» планирует приобрести у независимых организаций 12,1 миллиарда кубометров газа.

С точки зрения независимых – объем значительный. С точки зрения «Газпрома» – не спасающий ситуацию. Газа все равно маловато. Поправить свое положение монополия сможет за счет импорта из азиатских республик бывшего СССР.

ГАЗОВЫЙ РЫЧАГ

Несмотря на развал Союза, у России остался довольно мощный рычаг влияния на среднеазиатский газовый рынок. Система трубопроводов, проходящих через основные добывающие регионы бывшего СССР, «завязана» на Россию. То есть экспорт газа основным потребителям в Европе из Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана до сих пор ведется через наши сети и нашу территорию.

Азиатские республики лелеют мечты о своих собственных, независимых маршрутах. Но за последние 15 лет ни один значительный по объемам прокачки проект не продвинулся. В этих условиях у братских народов выбор невелик. Либо сокращать добычу, а значит, уменьшать ВВП, либо по-прежнему продавать сырье России.

В итоге с 2007 года «Газпром» будет импортировать 60 миллиардов кубометров голубого топлива из Туркмении. Конечно, этот газ обойдется ему несколько дороже, чем тот, который сейчас добывается в Западной Сибири. Но зато дешевле, чем с новых месторождений.

Прогнозные ресурсы газа в Туркменистане – 21–23 триллиона кубометров. Подтвержденные запасы оцениваются в 3 триллиона кубометров. И по этому показателю страна занимает 4-е место в мире. Причем более 80 процентов запасов сосредоточено на востоке страны – в уникальном месторождении Давлетабад, остальные – в двух десятках других.

В последние годы добыча газа в Туркменистане значительно увеличилась и достигла уровня начала 1990-х. В 2003 году было добыто 53,1 миллиарда кубометров, что на 17 процентов больше, чем в 2000 году.

Дальнейший рост добычи сдерживается возможностями экспорта, и Туркменбаши активно работает в этом направлении, год от года расширяя объем контрактов на поставку газа России и Украине – двум основным потребителям туркменского сырья. Хотя иногда перекрывает газ, добиваясь повышения цен на топливо.

Согласно стратегии развития нефтегазового сектора Туркменистана до 2010 года, к этому времени страна будет добывать 120 миллиардов кубометров. Тогда же планируется ввести в эксплуатацию 150-200 новых газовых скважин, 50–75 из которых – на западе Туркменистана.

Постепенно наращивает добычу Узбекистан. Если в 1991 году здесь добывали 41,9 миллиарда кубометров, то к 2003 – уже 57,6, обогнав даже Туркменистан. Запасы природного газа разведаны на 134 месторождениях, из которых 53 уже разрабатываются. Львиная доля предполагаемых ресурсов сосредоточена в регионе Бухара-Хива.

В Казахстане уровень добычи газа несколько ниже: около 20 миллиардов кубометров в год. Однако к 2010 году Министерство энергетики и минеральных ресурсов прогнозирует добыть 60 миллиардов кубов. По его же информации, разведанные и оценочные запасы газа, сосредоточенные в 94 месторождениях, составляют на сегодняшний день более 3 триллионов кубометров. Потенциальные ресурсы оцениваются в 10 триллионов.

Более 70 процентов всех запасов голубого топлива сосредоточено на газоконденсатном месторождении Карачаганак. Это на западе страны. Речь идет о 1,35 триллиона кубометров.

Разрабатывается этот объем Карачаганакской объединенной организацией (КОО). В нее входят британская компания BG, итальянская ENI (каждая имеет по 32,5 процента акций), Chevron с 20 процентами и российская LUKOIL с 15 процентами акций.

Так что в ближайшие лет десять «Газпром» может вполне рассчитывать на азиатский газ. Что будет дальше – во многом зависит от настроений в этих республиках. Если продолжится активная работа по строительству экспортных маршрутов в обход России, то потенциальным пользователям голубого топлива придется забыть о том, что такое дешевый среднеазиатский газ.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру