Банковский риск

Человек без бронежилета

Андрея Козлова убили в непростой период для всего российского банковского сектора. Зампред ЦБ был именно поэтому знаковой фигурой.

Он олицетворял борьбу государства с банками, отмывающими грязные капиталы

Нет сомнений: убийство Андрея Козлова связано с его работой во главе надзорного блока Центробанка

Еще недавно, какой-то десяток лет назад, жизнь российской банковской системы была неотделима от конкурентных баталий, дележа бизнеса, сообщений о гибели того или иного банкира. Кажется, кульминацией была смерть Ивана Кивилиди. Бессмысленная битва «оппонентов по цеху» заставила банковское сообщество задуматься о своем будущем. Перспективы были грустные.

С тех пор многое изменилось. Финансовая деятельность становится не только наиболее высокотехнологичной и организованной, как это любят повторять центробанковские руководители, но и цивилизованной. В конце концов, экономически выгодно – быть честным.

Лукавство – утверждать, что рыночные системы развиваются и регулируются самостоятельно. Рынку нужны четкие ориентиры, ясные правила, не меняющаяся регламентация. А еще – жесткая рука, осмысленно, не сбиваясь с заявленного пути, проводящая реформы.

Российский рынок, где многие участники продолжают упиваться своей безнаказанностью, вдвойне нуждается в надсмотре. Или надзоре. Просто слишком много средств еще не отмыто, слишком много бизнеса еще в тени, слишком много сфер приложения «грязных» денег.

Андрей Козлов был смелым реформатором. В начале-середине 90-х участвовал в организации цивилизованного фондового рынка. Не его вина, что хорошая идея завершилась крахом ГКО. Джинн вылетел из бутылки.

Затем, уйдя из Центробанка, он оказался в числе тех, кто создавал первый розничный банк. Так в России начиналось потребительское кредитование.

Вернувшись во второй раз на должность первого зампреда ЦБ, Андрей Козлов требовал раскрыть информацию о конечных владельцах, призвал все крупные банки превратиться в открытые акционерные общества, боролся с криминальной обналичкой... Он не раз публично и честно на профессиональных конгрессах и съездах предупреждал банки о предстоящих чистках. Чего стоило его последнее заявление о пожизненном «волчьем билете» банкиру, замешанному в теневых операциях.

Он не считал себя государевым слугой. Несколько лет назад после интервью с ним в «Деловых людях» позвонил мне с возмущением: «Зачем в послесловии назвали меня чиновником!»

Об этом не принято говорить во всеуслышание, но в банковском сообществе все прекрасно знают, что отчасти и двойные стандарты, существующие в нашем обществе, позволяют процветать теневому бизнесу, а банкам – «отстирывать» их преступные доходы. Не исключено, что Андрей Козлов, человек принципиальный, стал заложником этого странного порядка.

С непростительной легкостью он относился к своей безопасности. Как-то рассказал мне случай, казавшийся ему очень забавным. В первом своем пребывании в руководстве Центробанка отказался от охраны: «Зачем мне она?» Но вынужден был согласиться на защитный жилет. Неудобно, непривычно, но что поделаешь... Однажды из ручки, лежащей в кармане пиджака, на жилет вытекли чернила. Видимо, при соприкосновении с жилетом возникла химическая реакция, которая дала аллергию. Жилет был отброшен в сторону.

Привычку обходиться без охраны он не утратил и тогда, когда в качестве главы Комитета банковского надзора отбирал претендентов и отсеивал страстно желающих, но недостойных участия в системе страхования вкладов. Фактически лишал их средств вкладчиков. Отсутствие охраны – не бравада. Это уверенность в себе человека, чувствующего правоту.

Придя в себя от потрясения, банковское сообщество тут же задалось далеко не риторическим вопросом: кто же заменит Андрея Козлова? Собственно, речь идет не о формальном преемнике, а о продолжении его дела.

Виктория ЧЕБОТАРЕВА

Андрей КОЗЛОВ, бывший первый заместитель председателя ЦБ России: «Нужен запрет на профессию»

Из выступления на IV Международном банковском форуме «Банки России – XXI век» в Сочи в сентябре 2006 года. За неделю до убийства

...Самой большой проблемой банковской системы является нехватка капитала, капитализации, для тех задач, которые может поставить перед банковской системой экономика. Проблема капитализации очень острая, и я надеюсь, что осенью этого года именно она станет первым пунктом в повестке дня заседания Государственного Совета, который будет посвящен взаимодействию банковской системы и экономики.

...Банк России постепенно внедряет принципы международных стандартов финансового учета отчетности в свою практику. И если два года назад мы начали с некоторого эксперимента, а именно – с введения новых видов отчетности, соответствующих международным, то сейчас мы двигаемся по пути постепенного внедрения базовых принципов признания оценки, которые заложены в МСФО.

...Немножко подробнее о той работе, которую ЦБ проводит в области противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Есть закон №115-ФЗ, и его формальное соблюдение мы считаем одним из главных приоритетов текущей работы.

...Нашей задачей является не просто требование формального соблюдения закона, а более масштабная, глобальная задача: выдавливание из банковской системы разного рода продуктов, способствующих совершению мошеннических действий, налоговых преступлений. Сейчас эта работа поставлена у нас и в правоохранительных органах на конвейер.

...Конечно, мы в ЦБ не можем исправить все недостатки человеческой натуры, человеческой природы или бороться, собственно, с корнями этих преступлений. Но в наших силах выдавить это нелицеприятное явление из банковского сектора.

...В этом одна из первых наших задач. Вот мы закрываем один маленький банк, который занимался всякими схемами, налоговыми преступлениями, а его команда снимается и идет в другой маленький банк. Он перекупается, и там продолжается то же самое. Мы его закрываем, а они идут в третий банк... И этим людям не страшно.

Конечно, не наша задача заниматься их уголовным преследованием, для этого есть правоохранительные органы, они до них доберутся рано или поздно. Но я думаю, что для людей, чьи фамилии, чьи подписи стоят под документами, связанными с налоговыми преступлениями или с помощью налоговым преступлениям, для этих людей должен вводиться запрет на профессию. Таким людям не место в банковской сфере не только в должности председателей и других согласующих лиц, но и вообще. Раз участвовал в отмывании – все, запрет на профессию, можно даже пожизненно. В банке работать не можешь, иди в другой бизнес, там свои таланты предъявляй и работай. В банковском бизнесе таким людям не место, они позорят банковскую систему.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру