Дочки-матери больше не игра

“МК-Класс” исследует проблему отношений с родителями

Родители лучше знают, что нам нужно. Предлагаю с этим смириться. Спорить бесполезно. Аргументы не принимаются. Удача, когда тебе удается доказать собственной маме, что ты, в общем-то, и сама (или сам) знаешь, что станешь артистом, а не юристом, что Машка — лучшая подружка на свете, что сиреневый лак — писк сезона (смотри журнал!). Родители признают ошибку, с горечью осознавая, что ты уже взрослый.

В твою комнату надо стучать, на компе у тебя пароль. Ты выставляешь часовых на входе в твою жизнь, а родители не знают кодового слова. И пока ты борешься за свою независимость, они беспокоятся, беспокоятся, беспокоятся. Тайком от тебя мамы звонят своим подружкам, чтобы сказать: “Ну, представляешь, что она вытворила?!”

— Одна мама жаловалась мне, что ее дочь встречается с молодым человеком на три года ее старше, рассказывает психолог Юлия Андреева. — После того, как она прочла SMS от него на телефоне дочери: “А если жениться, то надо с твоими родителями знакомиться?!”, она и вовсе за голову схватилась. Я ей говорю: “Вы же сами рано замуж вышли, сразу после школы?” “Как можно сравнивать?!” — удивилась мама. — Я Колю (своего мужа и отца непослушной дочки) хорошо знала!” А этот мальчик совершенно нам незнаком!”

Я предложила им познакомиться, чтобы не переживать без причины.

Опрос родителей показал, что их часто тревожит ситуация, когда дочь или сын отключают мобильный телефон.

14-летняя Марина всегда “вне зоны доступа”, если прогуливает школу или задерживается у подруги:

— Если я позвоню и честно признаюсь, что я не в школе, а в другом районе Москвы (мне нужно было забрать диски у знакомого), то она меня просто убьет. Ей ничего невозможно объяснить, она только и думает, как бы испортить мне жизнь. Волнуется? Никогда я в это не поверю!

Учитель биологии Надежда Ивановна признается, что ее мама до сих пор звонит ей по вечерам, проверяя, дома ли дочь:

— Мама, говорю, ну какая проблема — твоя 50-летняя дочь пришла домой после 10 вечера! Хотя своим детям я всегда звоню, спрашиваю: где они и что делают? Они, конечно, злятся или смеются над моим волнением. Но мне спокойнее, когда сыновья говорят: “Мама я вышел с работы, еду домой, все хорошо”.

15-летняя Катя жалуется, что мама не разрешает ей подолгу проводить время в компании друзей:

— Она знает, где мы собираемся, и приходит за мной, как за маленькой девочкой. По дороге мы сильно ругаемся.

Говорит, что я должна делать уроки, а то не поступлю в вуз и останусь без профессии.

“Родители действительно боятся, что их ребенок не получит высшее образование, не закончит школу, окажется на обочине жизни, — рассуждает психолог Юлия Андреева. — Мамы и папы действительно не понимают, что друзья очень важны”.

Разница страхов детей и родителей — и очевидна, и неуловима одновременно. Родители боятся, что дети станут наркоманами, а подростки — того, что в метро или в клубе кто-то воткнет им в руку иглу с героином.

По сути, боятся одного и того же. Но договориться не могут.

Независимое исследование корреспондента “МК” Дарьи Добриной показало, что современные подростки боятся наркотиков, бедности и армии.

А значит, сами заинтересованы в том, чтобы вести здоровый образ жизни и хорошо учиться, чтобы сдать экзамены в университет. Смело можешь рассказать об этом родителям — может, они наконец поверят, в том, что ты — здравый человек.

Тем для конфликтов отцов и детей — не перечесть. Одна из многих — выбор профиля школы. Мама видит тебя экономистом и настаивает на физико-математическом классе, а ты мечтаешь о гуманитарной стезе, битва идет не на жизнь, а на смерть. Практика показывает, что если доказать своим родителям, что ты талантлив в другой области, то они разрешат сменить тебе профиль, но если будешь говорить просто: алгебра — не мое — скорее всего не поймут. Давить нужно позитивом. Хотя не факт, что, оставив физмат-класс и переведясь в гуманитарный, через полгода ты не дашь задний ход.

Мы расспросили две семьи, как они налаживают отношения друг с другом:

Дочка, Виктория Гукова, 17 лет:

— Я часто советуюсь с мамой. В наших отношениях есть доверие. Стараюсь делать так, как она говорит, потому что верю: мама плохого не попросит. В принципе, я могла бы рассказывать родителям свои секреты, а помогать им всегда без упрашиваний пока не получается. Я еще не разу не порывалась уйти из дому, маму я не боюсь, вот только если папу…

Мама, Любовь Юрьевна Гукова:

— Я рассказываю дочке о своих проблемах на работе и слушаю о ее делах в школе. Мы практически не ссоримся. Во-первых, мы не очень долго находимся вместе — я работаю, Вика учится. Во-вторых, у меня довольно покладистый характер, и я не пристаю к ней, когда у нее плохое настроение.

У нас есть свой ритуал: по утрам, когда просыпаемся, обязательно улыбаемся и целуемся.

Дочка, Евгения Ницкая, 14 лет:

— Я бы не сказала, что мои отношения с мамой похожи на отношения двух подруг. Не все ей рассказываю, потому что не уверена, что она поймет правильно, все же мы представители разных поколений. Я редко обращаюсь к ней за советом, но если обратилась, то прислушиваюсь. Иногда я боюсь маминой реакции на свои поступки. Помышляла о побеге из дома, но на улице я не выживу. К тому же после ссор мы всегда миримся, виноватой я себя почти никогда не чувствую.

Мама, Галина Юрьевна Ницкая:

— Девочки обычно не все рассказывают маме, наверное, это нормально. Я стараюсь помогать дочке по мере возможности. Как именно — зависит от проблемы. Бывает иногда, что и мать не права… Наши отношения — классические. Достаточно дружеские, но с долей уважения к старшим и понимания к младшим.

У тебя проблемы с родителями? А может, вы научились ладить с друг другом? Расскажи “МК-Классу”!


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру