Тарифные предвкушения

Оценку событий за последний месяц дает Роман АНДРЕЕВ, вице-президент «ЦентрИнвест Груп»

«Унылая пора, очей очарованье…» – сказал как-то Александр Сергеевич про осень. Мэтр отечественной поэзии писал со знанием дела. Можно его поддержать – вот и нынешняя осень выдалась какая-то унылая, хотя вроде и рынок подрастал. Но рост не радовал, каждый раз оставляя острое ощущение бренности всего земного.

В предвкушении решения ОПЕК снизить квоты на добычу нефти и в ожидании встречи в Кремле представителей РАО «ЕЭС» и «Газпрома» «по поводу увеличения тарифов» фондовый рынок к ноябрю подошел, изрядно добавив в весе к своему ключевому индексу.

Удачное размещение акций Оптовой генерирующей компании 5 и Трубной металлургической корпорации подогрело спрос на ценные бумаги энергетических и трубных компаний, заставив крупных инвесторов, облизываясь, ждать следующих размещений.

Но то ли пауза была велика, то ли «десерт» показался несвежим, а может, область интересов клиентов лежала именно в энергетике и металлообработке, но следующие размещения («Северсталь», шахта «Распадская») прошли с меньшим ажиотажем.

А тут другая новость – главный атомный энергетик страны г-н Кириенко решил объединить разрозненные атомные активы в одну большую контору, вызвав массовую истерию в отношении бумаг уже торгующихся компаний. Больше всех «пострадали» акции Приаргунского горно-химического объединения (ПГХО), которые инвесторы при покупке мигом буквально порвали в клочья. Вот он, эффект синергии.

ОПЕК наконец клятвенно пообещала снизить квоты на добычу и претворила свои обещания в жизнь (на деле выяснилось, что она этого не сделала). Однако в то время на ценах на нефть это никак не сказалось. Они продолжали жить своей собственной жизнью, упорно отказываясь возвращаться в «оптимистичный коридор».

Но игроки сделали вид, что это их не волнует, и продолжили двигать рынок вверх, решив, что цены на нефть их догонят потом.

В какое-либо другое время и в какой-либо другой стране подобная выходка могла бы дорого обойтись спекулянтам. Но только не в России. Видимо, глобальные инвесторы всерьез решили уравнять фондовый рынок и рынок московской недвижимости в темпах роста, и такие банальности, как цены на нефть, их уже не заботили.

В первую пятницу месяца все инвесторы, закупившиеся как следует акциями РАО «ЕЭС» и «Газпрома», сжали кулаки в ожидании истины о тарифах на газ, электричество и так далее. Но их надежды вновь пошли прахом – знаковая встреча в Кремле опять не состоялась, и расстроенные игроки ушли праздновать 7 ноября с чувством глубокого неудовлетворения. Что тем не менее не помешало им впоследствии гнать рынок дальше вверх. На чем и зачем – никто особо этой мыслью не задавался. По-прежнему все просто покупали, надеясь в том числе и на стандартное рождественское чудо, когда фанд-менеджеры красиво закрывают финансовый год.

Те, кто приобретал акции РАО «ЕЭС» и «Газпрома», продолжали надеяться еще на рост тарифов, но встреча в верхах постоянно в течение месяца переносилась, что нервировало общественность.

Владельцев акций «Газпрома», правда, серьезно огорчила обнародованная инвестпрограмма газовой монополии. Из нее следовало, что как минимум 6 миллиардов «зеленых денег» уйдут в никуда. После чего акции компании бодро упали в цене и долго не торопились расти.

В середине месяца рынок сбавил обороты – цены на нефть все еще не торопились догонять выросшие цены на акции нефтяных компаний. Ожидание роста тарифов на газ и электричество порядком всех утомило, а дальнейших идей для роста, за исключением мегаидеи всех времен – «новогоднего ралли», не осталось.

Даже рост американских индексов, словно сошедших с ума, обновлявших максимум за максимумом, не радовал. А цифры макростатистики США вызывали лишь вымученные улыбки.

Не следовало дожидаться и падения котировок. Продавать бумаги тоже никто не хотел. Любые факторы, включая дешевеющую нефть, использовались игроками только для пополнения своих портфелей. К показателям ставок ФРС США – обычно основному фетишу каждого умеренно вменяемого инвестора – теперь прислушивался только сам председатель Федеральной резервной системы Бен Бернанке. Остальные подхватили новую модную техническую фишку сезона – покупать, когда все плохо, и продавать, когда все хорошо.

Какое-то время некий «кукловод» тестировал еще более неказистую стратегию – продавать утром и покупать вечером. Стратегия, кстати, ничего себе, но слишком уж много «клиентов» ее просекли, и, судя по всему, манипулятор перестал получать от этого удовлетворение.

Наибольшим спросом на рынке в ноябре пользовались такие сектора, как банковский, энергетический, горнодобывающий, а также атомная энергетика. Банковский сектор до сих пор гудел после IPO китайского банка, показавшего, что деньги – это не главное, а главное, как на стрельбище, – это кучность. Западные аналитики стремглав бросились переоценивать российские банки.

Про энергетический сектор все понятно – живой интерес иностранных граждан к русскому электричеству не ослабевал никогда. И сейчас, в условиях «упавшей нефти», он был высок как никогда, что доказали все прошедшие размещения ОГК и ТГК.

Горнодобывающий сектор игроки забросили еще весной, посчитав, что делать там больше нечего, но анонс IPO шахты «Распадская» вновь возродил интерес к подобным бумагам. Про атомный сектор было говорено ранее. Примерно эти сектора и рассматривал в качестве объекта инвестирования ваш покорный слуга.

Стоит, однако, сказать, что плотно поучаствовать в этом празднике жизни не удалось. Не дала «жаба», настойчиво сдавливающая горло и монотонно твердящая, что в условиях, когда нефть готова уйти на 50 условных единиц за бочку, принимать решения на покупку нужно, мягко говоря, вдумчиво. Так что все, что позволила «жаба» (17 процентов, возможных для инвестирования средств), я вложил в бумаги ГЭС (Зейской, Саяно-Шушенской и Жигулевской), Мособлэлектросети, в привилегированные акции Сбербанка, и немного акций ПГХО удалось урвать в начале его победоносного восхождения к вершинам бредово высоких цен. Этот портфель компании оказался неплохим, хотя все равно не радовал высокими прибылями – осень…

Из голубых фишек, естественно, были куплены бумаги РАО «ЕЭС» и «Газпрома». Правда, последние радости однозначно не принесли – странная инвестпрограмма повергала в прах все попытки монополиста реабилитироваться по цене.

Когда стали известны оценки акций некоторых отечественных авиастроителей при взносе их пакетов акций в Объединенную авиастроительную корпорацию, можно было поучаствовать в аэрокосмической саге под названием «Все в ОАК»...

Но, признаться, я всегда испытывал недоверие к мировому авиапрому, поэтому оставил эту идею. Хотя, возможно, зря – котировки многих бумаг авиастроителей (КБ Илюшина и Сухого, НАСО, ВАСО) хорошо выросли в цене. Хотя были и такие (например, «Иркут»), что ощутимо просели в котировках.

Довольно трудно сказать, что нас ждет в будущем, особенно в недалеком. Идея предновогоднего роста настолько плотно завладела умами мирового капитализма, что складывается ощущение, что никакого дальнейшего роста в этом году уже не будет.

К новому году мы, возможно, обновим исторические максимумы, но дальше этого дело не пойдет – цены на нефть не дадут. Нам, безусловно, зачтутся и рост промышленного производства, и крупные IPO, но не стоит забывать, что Россия пока остается сырьевой страной и цены на сырье определяют если не все, то очень многое. Даже несмотря на разговоры о точном вступлении России в ВТО и о возможности найти общий язык с ЕС по поводу Энергетической хартии. Хотя зима, надеюсь, внесет бодрое оживление в рынок.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру