В Москве открыта выставка кукольной анимации

Путешествие трех маленьких белых мышек в виртуальный мир

2 апреля 2007 в 18:32, просмотров: 521
В Москве открылась уникальная выставка. Художница Наталья Фадеева демонстрирует созданных ею персонажей, которые стали главными действующими героями компьютерной игры «Три маленькие белые мышки». Впервые куклы перекочевали на экраны мониторов. Аналогов в игровой индустрии пока нет. На выставке представлены настоящие декорации, которые использовались для создания игры. Кроме того, посетители смогут воочию понаблюдать процесс переноса реальных персонажей в виртуальный мир. Мне удалось побеседовать с художницей Натальей Фадеевой, которая собирала мышек вручную.
МК: Как давно вы занимаетесь куклами?

Наталья Фадеева: Это увлечение моего детства; все началось в кружке «Умелые руки», который находился во дворе моего дома. Кружком руководила очень замечательная женщина, звали ее Алевтина Степановна. Она нас учила вязать, шить, клеить, рисовать. Никакой программы у нее не было, ты приходил и делал, что хотел. У нее одновременно занимались дети самых разных возрастов. Даже хулиганы вели себя прилично.
МК: То есть, даже хулиганы ходили в этот кружок?

Наталья Фадеева: Они играли в бильярд в соседней комнате. Просто, оказываясь с ней рядом, переставали ругаться – хотя других взрослых они не стеснялись. А ее дочь вела в нашей школе уроки рисования, и тоже нестандартные. У нее был свой уникальный подход, мы тоже рисовали не по программе. Так что мне очень повезло с учителями!
МК: А в кружок вы пришли по собственному желанию или это была родительская инициатива?

Наталья Фадеева: Нет, это решение я приняла сама.
МК: Так чем же именно Вы занимались?

Наталья Фадеева: Там я начала вязать игрушки. Правда, они были совсем не такие, как теперь. Потом – училище, институт. Я делала куклы в качестве подарков друзьям. Окончив текстильный институт по специальности «художник по текстилю», я долгое время не могла найти нормальную работу. Однажды подруга привела меня в модный французский магазинчик «Окно в Париж», где мои куклы пришлись, что называется, «ко двору». Оказалось, что это занятие может обеспечить стабильный заработок. И сейчас это стало моей профессией. Позже меня пригласили в галерею «Вахтановъ», а в прошлом году я выставляла свои работы в музее игрушки в Санкт-Петербурге.
МК: Вы используете технику «фильц». Поделитесь секретом, что скрывается под этим термином?

Наталья Фадеева: На тему того, как называть эту технику, разгораются если не войны, то уж точно споры. Для меня это, собственно говоря, и не важно – мне важен эффект. Кто-то говорит «фильц», кто-то - «фильц-надель», кто-то говорит по-русски «валяние». Все это по сути войлок, но определенные тонкости есть. Фильц или фильц-надель подразумевает валяние специальными иглами. А «валяние» - это более общее понятие, потому что можно валять и просто руками; техники также можно совмещать. Еще в институте у меня была возможность познакомиться с техникой нетканого гобелена, которая очень близка к фильцу, но тогда меня это не заинтересовало. Для изготовления игрушки в технике фильц нужна не спряденная шерсть (вымытая, просушенная и распушенная, но не спряденная). В Москве такую шерсть можно купить только на прядильной фабрике, а в городах поменьше бабушки ее на рынках продают. Комок шерсти кладется на специальную подушечку, поролон или натянутую сетку (я вообще безо всякой подушечки работаю, просто на руках, на весу). Комок шерсти прокалывается специальными иглами (зазубренными, трехгранными или шестигранными). Зазубрины «вдавливают» волокна внутрь комка, а игла после этого свободно выходит обратно. После многочисленных проколов волокна переплетаются и можно добиться плотности. Конечно, для этого нужно терпение и навык. Иглы очень острые и первое время руки у меня были исколоты в кровь...
МК: В изготовлении мышек Вы также пользовались этой техникой?

Наталья Фадеева: Нет, мои мышки сшиты из ворсистой ткани, а внутри у них проволочный каркас. Вообще, техника определяется тем, какая задача поставлена перед куклой. Наши куклы должны уметь хорошо двигаться и быть прочными, чтобы выдержать многочисленные манипуляции – сгибания, разгибания; при поднятии одной лапки у нее не должна двигаться другая. Аниматор Алла Гришко направила меня к профессионалам в этой области, которые дали неоценимые советы. Потому что демо-версию мы делали с куклами, недостаточно «подготовленными» к съемкам. Внутри у куклы должен быть маленький скелетик, проволоки должны быть перевиты особым образом. Дело нехитрое, но надо знать, как. Допустим, в некоторых местах необходимо свить не одну проволоку, а жгут из нескольких; также должны быть зафиксированы плечевой сустав и тазобедренный пояс. В эти тонкости меня посвятил мастер-кукольник, который занимается профессиональной подготовкой специалистов по изготовлению кукол. В Москве есть лицей, где этому обучают. Студентки этого лицея (девушки 16-18 лет) выполняют весьма трудные слесарные работы. Им приходится осваивать технологию пайки и даже сварки, прилагая определенные физические усилия. Все серьезно. Мастер жаловался, что юноши идут на эту специальность неохотно…
МК: Не считаете ли Вы, что компьютерные игры могут вытеснить реальные игрушки: кукол, солдатиков, в конце концов, кубики?

Наталья Фадеева: Нет… Я думаю, нет. Во всяком случае, не скоро. Впрочем, с определенного возраста люди как правило перестают ценить простые вещи. В какой-то момент ребенок предпочитает что-то более функциональное, например, велосипед или скейтборд. С другой стороны, дети более старшего возраста, которые приходят на выставку, тоже проявляют интерес к куклам. Им хочется сделать что-то своими руками и тут же оживить, одушевить. Конечно, многое зависит от родителей. Как правило, если что-то важно для родителей, то и дети это будут ценить...
МК: То есть вы считаете, что куклы…

Наталья Фадеева: … они нужны! Об этом можно судить даже по тому, что сейчас в Москве и других городах (кстати, сама я родом из Перми и не считаю себя московским художником) появляется очень много галерей, магазинов авторских подарков. Конечно, одно дело – галереи для серьезных коллекционеров. Совсем другое дело – магазины, где продают вещи ручной работы, выполненные в самых разных стилях (несколько моих знакомых работают в этой области). Эти вещи тоже пользуются спросом. Не знаю, насколько долго это продлится. Но сейчас это пользуется очень большим спросом, потому что люди соскучились по оригинальным вещам.
МК: Спасибо за интервью, удачи Вам и Вашим мышкам!

Наталья Фадеева: Спасибо и Вам!
Выставка проходит в галерее на Солянке (метро Китай-город, ул. Солянка, 1/2, строение 2, вход с улицы Забелина) и продлится до 8 апреля. Если поторопитесь, еще можете успеть.
Более подробную информацию о выставке можно получить на официальном сайте выставки
Другие фотографии с выставки здесь


Партнеры