Человек-космос

Сегодня Андрею Тарковскому исполнилось бы 75 лет

4 апреля 2007 в 12:42, просмотров: 430
Без этого режиссера представить искусство XX века невозможно, все его фильмы – классика мирового кинематографа (7 шедевров – «Иваново детство», «Андрей Рублёв», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение») Философ, «человек космического масштаба», «служитель Человечества», Тарковский утверждал, что «…мы не знаем мира, в котором живём, наивно думая, что мы его изучили». Сам он «изучал» мир в своих фильмах...

Андрей Тарковский родился 4 апреля в 1932 году в селе Завражье Ивановской области, в семье известного русского поэта Арсения Тарковского. Отец и мать его закончили Литературный институт. Когда Андрею было всего пять лет, отец ушел из семьи... Мать стала корректором 1-й Образцовой типографии, где и проработала всю жизнь до пенсии. Жили они в Москве, в Щипковском переулке, что в Замоскворечье. Здесь же Тарковский учился в школе. По воспоминаниям однокашников, у Тарковского уже тогда было чувство избранности, аристократичности. Он был среди мальчишек всегда опрятен и свеж, в юности одевался вызывающе модно, хотя семья была очень бедной, особенно после ухода отца. Вел себя Андрей раскованно, даже с учителями общался, как с равными.

В 1951-1952 Андрей Тарковский учился на арабском отделении ближневосточного факультета Московского института востоковедения, а в мае 1953 года был зачислен коллектором ( рабочим) в научно-исследовательскую экспедицию института Нигризолото в далекий дальневосточный Туруханский край. Там он проработал почти год на дикой реке Курейке, прошел пешком сотни километров по тайге и сделал целый альбом зарисовок, который был сдан в архив Нигризолота. «Все это укрепило меня в решении стать кинорежиссером», - напишет он неожиданно в автобиографии.

В 1954 Тарковский поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.И. Ромма – в той же группе учился В.Шукшин).

В 1960 году защитил диплом короткометражной картиной «Каток и скрипка», которая на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз.

Ещё в 61-м году Тарковский подал заявку на съёмки «Андрея Рублёва», но съёмки были запущены только через три года. Поэтому полнометражным дебютом Тарковского стал фильм «Иваново детство» (постановку которого сначала дали другому режиссёру), поставленный по мотивам военного рассказа В.Богомолова «Иван». Пронзительно-трагическая история о попавшем на фронт подростке была удостоена многих престижных кинематографических премий, в том числе и «Золотого льва святого Марка» Венецианского фестиваля.

Тогда же режиссер приступил к работе над картиной об Андрее Рублеве. В сценарии исторической саги, написанном совместно с А. Михалковым-Кончаловским, проглядывал авторский фильм-проповедь. Съемки картины (1964) проходили сложно. К несчастью, «Андрей Рублев» появился на свет, когда страна от либеральной «оттепели» переходила к «застою»- многих полуграмотных «искусствоведов в штатском» раздражала непривычная форма произведения. С большими цензурными поправками фильм был выпущен в отечественный прокат ограниченным числом кинокопий.

Творческие замыслы Андрея Тарковского один за другим отвергались властью. За двадцать лет работы в кино режиссеру позволили сделать на родине всего пять фильмов, причем выход каждого из них сопровождался бесконечными придирками, поправками, организацией травли в прессе, политическими обвинениями, хотя никакой борьбы с коммунистами Тарковский не вел. Он был художником, стремившимся познать загадки мира и человека.

В 1969 французская фирма, получившая права на зарубежный прокат «Рублева», с успехом показала его на Каннском фестивале (премия ФИПРЕССИ, 1969). После этого фильм на многие годы стал объектом зрительского ажиотажа в СССР, а Тарковский прочно утвердился в звании главного «эстета» и «нонконформиста» советского экрана. Картина была включена в число 100 лучших фильмов в истории кино.

Вскоре взгляды Тарковского нашли яркое выражение в жанре кинофантастики. В отличие от «Рублева», герои философско-фантастической драмы «Солярис» (по одноименному роману С.Лема) – это представители технократической цивилизации будущего, обитающие в искусственном мирке космической станции. Однако и здесь Тарковский провел свою идею изначальной, «божественной» духовности человека.

В Каннах (1972), кроме Специального приза жюри, «Солярис» получил еще и Приз Международного евангелического центра.

Но высшим достижением Тарковского стало «Зеркало» - фильм, полный философских аллюзий и ассоциативных рядов. (1974). На совместном заседании коллегии Госкино и секретариата правления Союза кинематографистов картину Тарковского назвали непонятной, не массовой и, в общем, не удачной. У Андрея Арсеньевича было своё мнение на этот счёт: «Поскольку кино все-таки искусство, то оно не может быть понятно больше, чем все другие виды искусства... Я не вижу в массовости никакого смысла... Родился какой-то миф о моей недоступности и непонятности».

Вышедший в 1979 «Сталкер» (по повести А. и Б.Стругацких «Пикник на обочине»; специальная премия экуменического жюри МКФ в Каннах, 1982) выглядел в некотором роде компромиссом: угрожающе-таинственная и одновременно сулящая исполнение любых желаний Зона могла быть намеком на кризис технократической (иначе – "капиталистической") цивилизации.

В 1980 Тарковскому было присвоено звание народного артиста РСФСР. Вместе с тем на деле конфликт только углубился. Следующий фильм «Ностальгия», снятый в Италии, практически «зеркально» отразил состояние душевной горечи и отчаяния режиссера – Тарковский остался заграницей. В СССР его объявили предателем, фильмы изъяли из проката, имя запретили упоминать. Супругу и сына отказались выпустить к Тарковскому за границу. Волнение от разлуки с семьей, а также несомненные переживания за резкий поворот в судьбе, сказались на его здоровье.

В Швеции Тарковский начал съемки своего последнего фильма «Жертвоприношение» - камерной философской притчи. Меж тем здоровье продолжало ухудшаться. Врачи поставили страшный диагноз: рак лёгких. Французская кинозвезда Марина Влади, связанная с Россией и происхождением, и семейными узами, оказывала Тарковскому всяческую помощь, включая материальную. Он лёг в дорогую и престижную больницу в пригороде Парижа, но медицина была уже бессильна.

Андрей Тарковский похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Небольшой памятник на его могиле символизирует Голгофу, а выбитые в мраморе семь ступенек - это семь фильмов Тарковского. Православный крест изготовлен по эскизам самого режиссера. Надпись на памятнике гласит: «Человеку, который увидел ангела».

Любые попытки оценивать творчество и жизнь Тарковского по меркам «рядового» искусства и тем более по меркам «рядовой» биографии обречены на неудачу... Настолько уникальна роль его личности истории отечественной культуры – Тарковский был и остался героем мифа о художнике-страстотерпце, режиссере-проповеднике, способном противостоять любому диктату ради великой цели – рассказать людям о cвоей Истине.


Партнеры