Флаг в руки

“Серые” финансовые потоки необходимо вывести из тени

24 апреля 2007 в 00:00, просмотров: 363

  Практика показывает, что подавляющее большинство нынешних криминальных захватов предприятий основано на фальсификации идентифицирующей информации о компании. Существующая система изменения основных сведений настолько слабо защищена от неправомерного вмешательства, что к настоящему времени рейдерство, во многих случаях просто воровство компаний, стало выгодным и даже вполне безопасным бизнесом. При этом в руках у самих заинтересованных лиц — владельцев и топ-менеджмента предприятий — реально сосредоточено очень мало законных рычагов для собственной защиты. Порой бывает так, что действующее законодательство и нормативные акты просто не позволяют добропорядочным собственникам бороться с криминальным рейдом.
     
     Например, как владелец может следить за правильностью изменения идентифицирующей информации о своей компании? Только одним способом — заказать выписку из ИФНС, ЕГРП и реестра акционеров. Однако на получение данной информации уходит примерно пять дней. При этом выписка составляется на определенную дату и дает информацию только пост-фактум: в ней не отражаются инициированные, но не зарегистрированные операции. Соответственно, для того чтобы держать руку на пульсе, собственникам надо постоянно, как минимум раз в неделю, заказывать подобные выписки, чтобы сразу же узнавать о каких-либо несанкционированных регистрационных действиях, проводимых с их компанией. Понятно, что, несмотря на очевидную эффективность этих действий, такую профилактику от рейда почти никто не практикует.
     Ни для кого не секрет, что многие предприятия, подвергшиеся агрессии или находящиеся в стадии корпоративного конфликта, используют более удобный механизм – так называемую “расстановку флажков”, когда бизнесмены неофициально договариваются с регистрирующими органами об отслеживании любых обращений, касающихся их компании. Попросил кто-то выписку из ЕГРЮЛ — день в день информация о таком запросе попадает заказчику с копией поступившего регистраторам запроса. А затем на основе данной информации предприниматели уже могут принимать адекватные и, главное, своевременные меры по предотвращению неправомерных действий. Для того чтобы иметь полную картину, подобный мониторинг необходимо проводить сразу по нескольким направлениям: ИФНС, ФРС, регистратор, служба судебных приставов, почта, Арбитражный суд, ФСФР.
     С точки зрения государства, решая таким образом свои проблемы, предприниматель нарушает закон, давая взятки различным чиновникам. Но по сути — желание собственника знать, какие события происходят вокруг его компании, отнюдь не является противоправным действием. Наоборот, возникает вопрос: почему до сих пор в нашей стране не существует легальных механизмов оперативного получения подобного рода информации? Ведь вполне логичным было бы законодательно утвердить эту практику, выведя на свет колоссальные денежные потоки, которые сегодня и так циркулируют в перечисленных ведомствах. Собственник может и должен иметь доступ к любой информации, касающейся его предприятия.
     Корни этой проблемы уходят к истокам нынешнего российского рейдерства. Впервые подобная практика появилась на свет именно благодаря корпоративным захватчикам, желавшим поставить все под свой контроль. И до сих пор наиболее активными пользователями механизма “расстановки флажков” являются именно рейдеры. Однако, узаконив все это, государство могло бы официально определить перечень лиц, имеющих доступ к нему, тем самым лишив захватчиков столь значимого ресурса.
     Кроме того, придание официального статуса подобным мониторингам позволило бы во многом исключить регистрационные действия “задним числом”, так как данные, регулярно поступающие к заказчику, имели бы доказательственное значение для правоохранительных органов и судов. Введение государственной системы выставления “флажков” в разы может сократить криминальные захваты и коррупцию, а бизнес однозначно станет более цивилизованным.





Партнеры