Банковский хит для избранных

Объем рынка кредитования малого бизнеса достиг $10 млрд.

  Недостаток оборотных средств является одной из основных проблем развития малых и средних предприятий. С каждым годом получить желанный кредит на закупку оборудования и технологий становится все проще. По расчетам экспертов, объем рынка кредитования малого бизнеса (КМБ) в 2006 году увеличился более чем на 90% и составил порядка $10 млрд.
     Рейтинговое агентство “Эксперт РА” провело исследование рынка финансирования малого бизнеса в 2006 году и составило по объему кредитного портфеля рэнкинг банков, которые специализируются на работе с малым и среднем бизнесом (МСБ) (см. таблицу). Согласно данным исследования, произошло удвоение кредитования малого бизнеса. Сбылись прогнозы специалистов о стремительном росте сегмента и его превращении в “банковский хит”.
     По мнению аналитика агентства Ольги Гришиной, для столь перспективного и при этом небольшого сегмента, как кредитование малого бизнеса, темпы роста оказались на самом деле не столь впечатляющими. С учетом эффекта “низкой базы”, а также острой и неудовлетворенной потребности малых предприятий в финансовых ресурсах рост мог бы быть выше в разы. Г-жа Гришина выделила две группы причин, тормозящих развитие рынка. Во-первых, кредитование малого бизнеса привлекательно для многих банков, но доступно для избранных. Вход новых игроков и развитие рынка КМБ затрудняется высокими рисками, жесткими требованиями к технологии, а также огромным уровнем первоначальных затрат. Российские предприятия малого бизнеса — очень специфичная категория заемщиков, с которой банки только учатся работать. Предприниматели зачастую не имеют ни отчетности, адекватно отражающей реальное состояние бизнеса, ни нормального залогового обеспечения. Таким образом, выигрывать на рынке КМБ пока способны лишь те, кто имеет четкие технологии кредитования, учитывающие особенности малых предприятий.
     В связи с этим все большую долю рынка, по оценке г-жи Гришиной, уже 75—80%, захватывали крупные федеральные банки, обладающие развитой филиальной сетью и способные позволить себе масштабные инвестиции в технологии. Средние и небольшие региональные игроки, действующие в узких географических сегментах, начинают сдавать свои позиции. Кроме того, КМБ становится все более привлекательным для иностранцев: именно здесь они могут реализовать свои конкурентные преимущества — высокую технологичность и доступ к длинным и дешевым ресурсам. Вполне вероятно, что с постепенным переходом рынка розничного кредитования в стадию зрелости кредитование малого бизнеса станет основным полем для конкурентной борьбы.
     Во-вторых, кредитованию малого бизнеса нужен свой национальный проект и внятные законы. Несовершенство институциональной среды — второе и, пожалуй, наиболее серьезное препятствие для развития кредитования малого бизнеса. По мнению Ольги Гришиной, ситуация в сегменте КМБ имеет довольно много общего с ситуацией в ипотечном кредитовании начала этого века. С одной стороны, существует большой неудовлетворенный спрос, а с другой — потенциал развития остается нереализованным. Ипотечный рынок начал расти стремительными темпами только после того, как необходимость развития ипотеки была осмыслена на уровне национального проекта. Сегмент кредитования малого бизнеса может получить мощный импульс для роста лишь в том случае, если будет существовать сильная государственная инициатива по его поддержке. В этой связи очень важным аспектом представляется развитие двухуровневой системы рефинансирования. Как считает аналитик, активная деятельность мощного финансового института (например, Банка развития на базе РосБР и ВЭБа), который будет способен выступить в качестве аналога АИЖК на рынке КМБ, является залогом успешного и динамичного развития рынка.
     Тенденции развития других сегментов финансовой инфраструктуры малого бизнеса повторяют динамику банковского сегмента. По оценке “Эксперт РА”, объем рынка лизинговых услуг малому бизнесу в 2006 году составил $4,5 млрд., объем рынка факторинга — $1 млрд, размеры рынка микрофинансирования — порядка $1 млрд.
     Также активно развивают свою деятельность страховщики, которые позволяют другим финансовым институтам управлять рисками при работе с малым бизнесом, а также избегать финансовых потерь и ситуаций cash gap (кассовых разрывов) самим предпринимателям. По оценке специалистов, сегодня динамика страховых взносов по договорам с малыми предприятиями во многом определяется темпами развития банковского, факторингового, лизингового и микрофинансового секторов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру