Морг здесь неуместен

Городские власти ужесточают борьбу с фальсификатом на алкогольном рынке столицы

2 мая 2007 в 21:00, просмотров: 431

  В конце прошлого года, когда Москва и москвичи вовсю готовились к празднику, столичные депутаты приняли важный закон — “О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции”. Могут ли москвичи покупать спиртное, не боясь нарваться на подделку? Как новый закон изменил ситуацию на столичном рынке алкоголя? На эти и другие вопросы “МК” ответил заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Владимир СЛЕПАК.
     
     — Владимир Анатольевич, сколько, по вашим оценкам, некачественного алкоголя попадает на столичный рынок?
     — Состояние алкогольного рынка в городе сегодня оценивается крайне негативно. Мы до сих пор ощущаем на себе последствия 102-го федерального закона, который отменил полномочия субъектов РФ по контролю за качеством и безопасностью алкогольной продукции. Налицо факты реализации некачественной, фальсифицированной продукции, с поддельными федеральными специальными марками и без сопроводительных документов, в том числе подтверждающих качество и безопасность алкогольной продукции.
     — Вы можете назвать конкретные цифры?
     — По информации столичного УБЭП, в 2006 году из незаконного оборота изъято 2,8 млн. бутылок. Материалы проверок в отношении 59 организаций направлены в суды, заведено 30 уголовных дел. Наш департамент приостановил действие лицензий у 320 розничных организаций и прекратил работу 196 предприятий. Управление Роспотребнадзора по Москве неоднократно выявляло факты реализации алкогольной продукции без документов, подтверждающих их качество и безопасность. Из отобранных 1394 образцов вин в 779 отмечено несоответствие нормативным документам по органолептическим и физико-химическим показателям.
     — А много ли людей попадает в больницы с алкогольными отравлениями?
     — По сообщению Департамента здравоохранения, только в I квартале 2007 года в токсикологические центры было доставлено 1627 больных с отравлением алкоголем, в том числе 65 детей в возрасте до 14 лет. Кроме того, имели место 323 случая смертельных отравлений, из них 21 — в результате употребления некачественной алкогольной продукции.
     — Что делают городские власти для наведения порядка на алкогольном рынке?
     — В связи с изменением федерального законодательства Департаментом потребительского рынка и услуг совместно с заинтересованными городскими организациями был подготовлен и 20 декабря 2006 года принят Мосгордумой закон города Москвы №64 “О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции”, который принципиально отличается от ранее действующего законодательства.
     В частности, значительно расширен перечень оснований для аннулирования лицензий: за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним; за нарушение ограничений времени розничной продажи алкогольной продукции крепостью более 15%, установленных правительством Москвы; за розничную продажу алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системе) и др. Также предусмотрено приостановление действия лицензии при отсутствии на месте продажи алкогольной продукции сертификатов соответствия и сопроводительных документов, в случае сообщения недостоверных сведений в декларациях о розничной продаже алкогольной продукции или несвоевременного представления указанных деклараций в лицензирующий орган.
     Однако кардинальное решение вопроса, я уверен, возможно только путем внесения изменений в Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” в части возвращения субъектам Федерации полномочий по введению специальных защитных мер в отношении алкогольной продукции: контроля качества и безопасности алкогольной продукции и маркировки ее региональными специальными марками, подтверждающей соответствие алкогольной продукции установленным требованиям; аккредитации оптовых организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции в предприятия розничной торговли и питания как эффективного, апробированного механизма регулирования алкогольного рынка, являющегося связующим звеном и формирующего единую цепочку товародвижения алкогольной продукции от производителя до конечного потребителя; лицензирования производства и оборота алкогольной продукции как в оптовом, так и в розничном звене.
     Предлагаемые меры, на мой взгляд, позволят Москве и другим субъектам Федерации исправить ситуацию на алкогольном рынке.
     — Новый городской закон помогает наводить порядок?
     — Представьте: в Москве более 11 тысяч предприятий, которые продают спиртное, а ежемесячный розничный оборот составляет больше 45 млн. бутылок. Как это все можно учесть? Благодаря новому закону мы вводим автоматизированную информационную систему декларирования алкогольной продукции, продаваемой в розницу (“Мосдекларация”). В 2008 году она начнет работать.
     — Владимир Анатольевич, после принятия 102-го закона страна получила массу проблем. Не станет ли “Мосдекларация” второй ЕГАИС?
     — Мы уже учли проблемы внедрения ЕГАИС на федеральном уровне. И приняли решение внедрять нашу информационную систему поэтапно с 1 января до 31 декабря 2007 года. Первый этап — в виде экспериментального образца. Второй — в виде опытной эксплуатации. Третий — сдача системы “Мосдекларация” в промышленную эксплуатацию.
     — Действуют ли подобные системы декларирования в других регионах?
     — Да, они введены в Приморском, Хабаровском краях, Владимирской, Белгородской областях. Не один год система декларирования действует в Республике Татарстан — там она зарекомендовала себя как эффективная мера борьбы с контрафактами и фальсификатами. С апреля 2007 года введено декларирование на территории города Санкт-Петербурга.
     — Вам теперь наверняка потребуются дополнительные сотрудники?
     — Сейчас в управлении по декларированию розничной продажи алкогольной продукции нашего департамента работают всего 15 человек. И это — на всю Москву. В Республике Татарстан, к примеру, в Госалкогольинспекции работают 360 человек, и она имеет свои подразделения в семи территориальных округах. И это при том, что в Татарстане всего около 8500 предприятий розничной торговли алкоголем. В Санкт-Петербурге, где действует около 4500 предприятий, вопросами декларирования на первоначальном этапе занимаются 35 сотрудников…
     — Как должны будут отчитываться директора магазинов, ресторанов и прочих предприятий, торгующих алкоголем в розницу?
     — Они станут представлять декларации каждый квартал в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью руководителя или сотрудника, назначенного в соответствии с приказом руководителя. Всем организациям необходимо заблаговременно получить средства электронной цифровой подписи, чтобы не было ажиотажа в конце года. Для этого надо зарегистрироваться в удостоверяющих центрах органов исполнительной власти города Москвы. Всю необходимую информацию по этому вопросу можно найти на официальных сайтах ОАО “Мосжилрегистрация” — www.uc-mag.ru и Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы — www.dpru.ru. Хочу отметить, что при получении средств электронной цифровой подписи с 1 мая по 30 июня тарифы на услуги удостоверяющего центра будут снижены на 30%. Организации, получившие ключи и сертификаты электронной цифровой подписи, уже сейчас могут отработать схемы предоставления деклараций в наш департамент.
     — Что грозит предприятиям, которые не будут представлять декларации или сообщат недостоверные сведения?
     — По закону наш департамент вправе приостановить действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Если подобное повторится в течение года, мы получим основание для обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
     — Вы уверены, что принимаемые меры реально помогут навести порядок на алкогольном рынке?
     — Мы делаем все от нас зависящее, чтобы решить существующие проблемы за счет введения строгого контроля за оборотом алкогольной продукции и ужесточения мер воздействия к нарушителям закона. Я думаю, что работа, проводимая департаментом во взаимодействии с МВД РФ, ФНС, Роспотребнадзором, должна положительно повлиять на ситуацию в данном секторе потребительского рынка.



Партнеры