Что нужно иметь, чтобы жить в России

14 мая 2007 в 14:40, просмотров: 307

Около 53 тысяч иностранцев смогут получить в 2007 году разрешение на временное проживание в России. Такая квота устанавливается ежегодно. До сих пор она распространялась на всех граждан ближнего и дальнего зарубежья и лиц без гражданства. С 2007 года квота не распространяется на тех, кто приезжает в Россию в безвизовом порядке – виза не требуется для жителей стран СНГ, за исключением Грузии и Туркменистана. О тонкостях миграционного законодательства и законодательства о российском гражданстве рассказывает адвокат Русудан МИРОНОВА.

«Временное проживание» означает определенный статус иностранца на территории РФ. Разрешение на временное проживание выдается на три года. Затем иностранный гражданин может подать заявление о предоставлении вида на жительство, а дальше – о предоставлении гражданства РФ. То есть статус временного проживания – это первая ступень к статусу гражданина России. И поэтому чаще всего его оформляют люди, которые проживают в России уже несколько лет, занимаются бизнесом.

Конкретные квоты на временное проживание по регионам правительство определяет на основе предложений регионов. Здесь учитываются возможности трудоустройства новых жителей, плотность населения, уровень толерантности коренного населения к приезжим и многие другие социально-экономические факторы. И, кстати, желания иностранцев. Например, поехать жить в Чечню, Эвенкию и на Чукотку желающих бывает очень мало, поэтому на 2007 год квота для этих регионов вообще равна нулю. С другой стороны, динамично развивающиеся регионы, испытывающие острый недостаток рабочей силы, а также регионы с критической демографической ситуацией и крупные, но неперенаселенные города приветствуют приток иностранной рабочей силы. В частности, самая большая квота установлена для Челябинской области – 3500 человек, для Воронежской – 3000, для Брянской области и Краснодарского края – по 2000 человек. Для Москвы квота установлена в численности 500 человек, в два раза меньше по сравнению с прошлым годом.

Также в квоту на временное проживание не входят те иностранные граждане, которые собираются переехать в Россию по государственной программе содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Соотечественники, которые приедут в рамках программы, будут иметь определенные преференции и государственную помощь. Например, ускоренное оформление статуса гражданина РФ. Своеобразной платой за преференции будет «привязка» переселенца к определенному региону и определенному месту работы. Но если человек не хочет ехать на постоянное место жительство, условно говоря, в Иркутскую область или Красноярский край, которые участвуют в госпрограмме, а хочет, например, в теплую Ростовскую область, он может это сделать в рамках той квоты, о которой мы сегодня говорим, – квоты на временное проживание. Но уже без всяких льгот и государственной помощи.

Очень болезненна проблема легализации. Сегодня попали в нелегалы тысячи бывших соотечественников, которые постоянно проживали на территории России еще до того, как 6 февраля 1992 года был введен в действие предыдущий закон о гражданстве. Согласно тому закону они являются российскими гражданами. Однако идут теперь менять паспорта, и поскольку по тем или иным причинам не смогли в свое время оформить постоянную прописку, вдруг узнают, что они... не граждане. Вторая категория пострадавших – те, кто прибыл в Россию после 6 февраля 1992 года. Они не смогли получить гражданство опять же из-за отсутствия постоянной прописки (регистрации). Органы внутренних дел отказывались принимать заявления на гражданство у всех, кто не имел постоянной прописки. Но вот ведь важнейший момент, который не желает учитывать милиция: статья 13 закона «О гражданстве РФ» не связывает приобретение гражданства именно с пропиской как с печатью в паспорте. В этой статье говорится о постоянном проживании. И эти нелегалы работали, учились, лечились, реализовывали другие права, в том числе и исключительные права граждан России – участвовали в выборах, состояли на государственной и муниципальной службе, служили в армии.

А при обмене паспортов выясняется, что они не россияне. В связи с этим МВД приняло инструкцию о том, что такие граждане могут обратиться в суд за установлением факта постоянного проживания и по такому решению получить паспорт.

Соотечественники в Таджикистане и Туркмении могли, не переселяясь, получить российское гражданство. С этими двумя республиками у России было соглашение о двойном гражданстве. Но теперь с Туркменистаном это соглашение расторгнуто, и 100 тысяч живущих там российских граждан оказались в «заложниках». Они в тупике отчаяния, хотят в панике переезжать в Россию, но даже билетов достать не могут.

Россия переживает демографический кризис, население уменьшается на миллион человек ежегодно, а тем временем принимаются репрессивные антимиграционные законы. Имеются в виду закон «О гражданстве РФ» и закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Они фактически закрывают путь в страну нашим соотечественникам, которые могли бы стать спасением для России.

Переселение их из стран СНГ почти прекратилось. Ведь эти законы превращают наших соотечественников, родных по языку и менталитету, в таких же иностранцев, как, например, едущих к нам сомалийцев, нигерийцев, эфиопов. Здесь нужен совсем другой подход. Не запретительный, подозревающий в каждом переселенце потенциального преступника, а широкий государственный взгляд на проблему миграции. Закон «О гражданстве РФ» совсем не плох, но для соотечественников, которых хочет привлечь Россия, нужен закон «О репатриации». Над концепцией этого закона уже работает инициативная группа правозащитников.

В соответствии с законом «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» к соотечественникам относятся все бывшие граждане СССР. Бывшие республики стали самостоятельными государствами, люди определились, приняли гражданство того или иного государства. Следовательно, невозможно автоматически, без соблюдения установленных процедур предоставлять российское гражданство всем подряд. Однако бывшие граждане Союза могут приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

По-иному обстоит дело с теми, кто с 1993–1995 годов проживают на территории России, обзавелись семьями, работают, платят налоги, отслужили в армии, но по различным причинам не документированы как граждане России. Их более миллиона человек. По данной категории лиц необходимо принимать соответствующие решения. Уже подготовлены изменения и дополнения в Федеральный закон «О гражданстве РФ», значительно упрощающие процедуру приобретения российского гражданства. В ближайшее время подготовленные поправки будут направлены в Государственную думу.

По замыслу авторов, реализация поправок призвана повысить эффективность управления миграционными процессами, сократить нелегальную иммиграцию, а также повысить уровень конституционно-правовых гарантий прав соотечественников и иностранцев, желающих трудиться и жить в России.



    Партнеры