Что нам надо от экстерната?

“Самая большая радость — уроки начинаются в 10 утра”

25 мая 2007 в 00:00, просмотров: 1454

  Что такое экстернат? Он — для ленивых. Он — для “ботанов”, которым нужно время на курсы и репетиторов. Или это “продвинутое”, почти студенческое обучение?
     Как выглядит экстернат “изнутри” — для нас описала Марианна СНЕГИРЕВА, оканчивающая школу экстерном.

Не хотелось в “перестарки”

     Решение перейти в экстернат далось мне нелегко. Все началось с того, что я неожиданно вспомнила: почти все одноклассники младше меня на год, а значит, если я буду поступать в вуз вместе с ними, то есть после 11-го класса, то окажусь старше многих и в институте. А быть “перестарком” вовсе не хотелось! Опасениями я поделилась с родителями — они меня поняли, и вместе мы стали решать, как же окончить школу пораньше.
     К тому же, пока я определялась с будущим, настоящее начинало немного давить. В год, когда я училась в 9-м классе, мою школу закрыли на реконструкцию и классы “разбросали” по всему району. Коллектив постепенно распадался, нагрузка становилась все тяжелее, да и учителя, вынужденные за время перемены переходить из школы в школу, чтобы успеть на свой следующий урок, уже не выглядели “вторыми родителями”, какими они привыкли себя считать. В общем, школа разваливалась теперь уже не в прямом, а в переносном смысле — не снаружи, а изнутри, и срочно нужно было что-то изменить...
     Первым делом мы залезли в Интернет. По запросу оказалось не меньше сотни сайтов, посвященных экстернатам, — правда, по большей части был только адрес и телефон. А мы искали что-нибудь, что указало бы нам: если уходить из школы, то именно туда, а не в остальные 99 экстернатов…
     В итоге нашелся сайт школы, при которой есть экстернат, работающий уже более 10 лет. Сайт выглядел внушительно, было заметно, что за ним следят, — это вызвало доверие. Дело было за малым — прийти на одно из многочисленных собеседований (они проходили с начала мая до середины июня) и сдать документы, пусть и не все, потому что до получения аттестата за 9-й класс времени оставалось еще много.

Рай для сов

     Прихожу вместе с мамой. Родителей отводят в отдельный кабинет и рассказывают, как будут проходить занятия, сколько все это стоит и тому подобное. Я же письменно отвечаю на вопросы по русскому, алгебре, физике и химии. Задания оказались на удивление простыми, а ответы проверили почти сразу, и я обрадовалась хорошим результатам. Почти все, за редким исключением, отправились в учительскую заполнять заявление о приеме.
     После того как я прошла собеседование, а мама заполнила бумаги, в моих руках оказалась вожделенная справка: отныне я учусь в экстернате! Теперь на вручении аттестатов нужно было сообщить друзьям и учителям о том, что я ухожу из школы. Учителя сильно удивились, посмотрели на меня искоса, и такие взгляды давали понять: “Странно, ты не похожа на человека, которому нужно уходить в экстернат”. Но пути назад уже не было, да я и не жалела...
     Надо было осваивать новый режим. 1 сентября впервые за много лет я не пошла на урок — занятия в экстернате начинаются на две недели позже, чем в обычной школе. Самая большая радость: приходить нужно к 10 утра, а в один день — и вовсе к часу. Экстернат — рай для сов, вот к какому я пришла выводу.
     Нам объяснили, что вместо уроков будут пары, которые длятся по 80 минут. Учиться мы должны 3 дня в неделю по 4 пары. Алгебра и литература стояли в расписании два раза в неделю, остальные предметы — по одному.
     “Домашку” нам задавали, но она была необязательной — только на случай, если материал не усвоился. Нам раздали методички — сборники задач из разных учебников 10—11-го классов по каждому предмету, в мягких обложках, толщиной около 100 страниц и необычайно легкие. Учебников как таковых выдали всего пять: по физике, химии и алгебре за 10-й и 11-й класс, но их можно оставить дома и даже не открывать — самое важное все равно в методичках.
     Полугодие разделено на три части, каждая из них заканчивается тестами по всем предметам, которые называются рубежными. По итогам трех рубежей выводят оценку за полугодие, а затем и за 10—11-й класс. Тесты в основном с выбором ответа, за исключением алгебры, геометрии и русского, в математике проверяют еще и решение, а по русскому пишут или диктант, или получают текст, в котором нужно вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

“Мой предмет тебе не пригодится”

     Преподаватели оказались на редкость понимающими. Я была счастлива услышать от многих из них заветные слова: “Я знаю, что мой предмет больше не пригодится тебе в жизни, поэтому ты можешь сдать его и быть свободна”. Нам не навязывали ненужную информацию, выбирая из программы необходимый минимум и стремясь доступно объяснить его. Как ни странно, только в экстернате я действительно поняла химию и физику, хоть и не делала на них упор (хочу поступать на журфак), — все запомнилось и усвоилось волшебным образом и без особых усилий.
     Среди людей, мало знакомых с экстернатом, бытует мнение, что туда уходят только те, у кого есть серьезные проблемы с учебой и кто хочет заработать хорошие оценки, мягко говоря, не трудом, а заплатив определенную сумму. Такие экстернаты действительно есть, и их немало, но тот, в котором я училась, считается самым строгим в Москве по контролю посещаемости и известен тем, что в нем действительно дают знания. Контроль выражается в том, что на каждом уроке отмечают отсутствующих, и, если пропусков оказывается слишком много, директор может позвонить домой родителям и сообщить точное число пропущенных часов...
     В каждой группе оказалось по 15 человек. На уроках было непривычно тихо — скорее всего, потому что еще в начале года нам объяснили: вы, мол, сами выбрали эту форму обучения, и нет смысла тратить время на дисциплину, потому что учителя с нами — на неполный год (занятия заканчиваются в апреле), а за такое короткое время вряд ли можно изменить человека, если он сам того не захочет... Те, кто не хотел особо меняться и любил погулять, нашли простой выход — вместо пары сидели в одном из ближайших кафе. Уж не знаю, во что потом для них это выльется.
     Через пару недель после начала учебы коллектив стал потихоньку меняться: у многих начались курсы, работа с репетиторами для подготовки к вузу, и расписание пришлось подкорректировать. Его можно подстроить под себя: на занятия, куда не успеваешь со своей группой, можно пойти с другой, в другое время — если предупредить преподавателя.
     Год в экстернате многому меня научил, и, пока знакомые десятиклассники учились с 8.30 пять раз в неделю, я успела подготовиться к поступлению в вуз, найти много новых друзей и перестроиться на другую, во многом непохожую на школьную, зато близкую к институтской форму обучения.
     
     Согласно закону “Об образовании” программа экстерната, где ставка делается на внеклассное, самостоятельное изучение предметов, может реализовываться в каждом среднем общеобразовательном учреждении. То есть сдавать один или все предметы экстерном можно в родной школе — если договориться с администрацией. Это бесплатно, и на занятия в таком случае ходить вообще не нужно. Но наиболее развита программа экстерната в вечерних (сменных) школах, где идут очные занятия по особой системе. В них принимают учеников после окончания 9-го и 10-го класса. Программу старшей школы они сдают соответственно за год или за полгода. После выпускных вручаются обычные аттестаты. Обучение в подобном экстернате “с занятиями” уже платное, стоит около 6000 рублей за один класс.





Партнеры