Васе Ковальчуку всего семь лет, и он только собирается в первый класс. Но за его плечами уже несколько художественных выставок, в том числе одна персональная. Его картины висят не только на детских вернисажах, но и на взрослых. А недавно несколько его работ приобрел один известный коллекционер. В расчете на их будущую ценность, очевидно.
По признанию мамы, Вася начал рисовать раньше, чем научился ходить. Как-то взял в руки кисть, подполз к маминой работе (она художница) и поставил в углу большое красное пятно. Да так ловко, что картина сразу стала смотреться намного лучше. А потом разрисовал шкаф в комнате. И тоже очень умело.
С этого все и началось. Сейчас у Васи несколько сот собственных полотен. Причем рисует он как заправский художник — ярко, динамично, экспрессивно. Гуашь, акварель, масло, карандаш… Мамины коллеги по цеху всерьез прочат ему славу колориста — настолько тонко он чувствует цвет и объем. Темы его работ самые разные — от натюрмортов (“Желтая роза в бутылке”) до философских (“Голгофа”). Причем рисует Вася целыми сериями, сразу по пять-шесть картин. Скажем, “Город”. Это цикл работ, посвященных Москве, — то, что он видит вокруг себя: желтые окна домов, синий заснеженный двор, красная старинная церковь…
По сути, Вася создает свой собственный художественный мир и живет в нем. Кому-то его картины могут показаться странными, абстрактными, но для юного художника они наполнены конкретным смыслом. Каждая работа имеет название, которое автор терпеливо объясняет непонятливым взрослым, не всегда “въезжающим” в сложный смысл увиденного.
У Василия, что интересно, наблюдается явная склонность к драматическим сюжетам. Меня буквально поразила его картина “Титаник”. На черно-сине-красном фоне медленно тонет огромный корабль. Кожей чувствуешь реалистичность и трагичность происходящего. И это написано в пять лет! Полотно по размеру едва ли не больше самого автора — маленького, светловолосого, очень подвижного.
Интересуюсь у юного художника:
— Какая картина у тебя самая любимая?
— Эта. (Показывает на экспрессивную россыпь черных и красных пятен.) Называется “Деревню заливает огненная лава”.
— Тебе не кажется, что слишком страшно получилось?
— А живопись и должна быть страшной. И еще красивой.
Трудно с этим не согласиться. Уж лучше страшно и красиво, чем безликая мазня многих современных мастеров кисти. Сам Василий, впрочем, живописцем становиться вроде не собирается. По крайней мере пока. По его мнению, у художников слишком легкая жизнь — сиди себе и рисуй картины. Абсолютно никакой романтики. А его душа жаждет приключений и подвигов. “Я, когда вырасту, буду супергероем, как Бэтмен или Человек-паук, — уверяет Вася, — чтобы помогать людям”.
Пикассо с нашего двора
Маленький художник знает, какой должна быть живопись