Водку ставят на счетчик

Проверки налоговиков «блокируют» с помощью обычного фена

     Похоже, что мы становимся свидетелями очередного алкогольного кризиса. Он буквально на глазах набирает обороты. Заводы “под градусом” встают один за другим: налоговики отзывают лицензии из-за отсутствия на предприятиях нужного оборудования. Кто виноват в сложившейся ситуации, а также что мы в результате будем пить, “МК” спросил у президента Национальной алкогольной ассоциации Павла ШАПКИНА.

     — Павел Сергеевич, откуда нарисовалась эта эпопея со счетчиками?

     — На самом деле — это давняя история. Счетчики на предприятиях появились году в 96-м, но учитывали они объем готовой продукции. Уже тогда нашлись умные люди, предложившие властям высчитывать объемную долю спирта в напитках. И в 2000—2002 годах началось внедрение (надо сказать, с большим скрипом) новых, более точных счетчиков. И тут все с “удивлением” обнаружили, что, к примеру, виноделы хватаются за голову — счетчики попросту не работали, а в случае со сладкими винами и “газированной слабоалкоголкой” — вообще залипали. На тех же предприятиях, где они нормально функционировали, все равно стояли для красоты: данные с них никуда не передавались.

     — Однако чисто теоретически налоговики могли прийти и снять данные?

     — Да, только выяснилось, что предприятия прекрасно умеют обходить подобные контроли. К примеру, если счетчик нагреть феном, то показатели “уплывут” на 30%. В общем, стало понятно, что такие счетчики не нужны. И законом о госрегулировании алкогольного рынка было сказано, что счетчики должны передавать все данные в ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система. — “МК”). То есть для них нужно было сделать программное обеспечение. Правительство выдвинуло более жесткие требования и велело заменить все старые счетчики с погрешностью 1,2% на более точные — 0,8%. Срок их введения не раз откладывался (сами же не успевали написать нормативные акты). Окончательный час “Х” — 1 ноября 2007 года. Но ФНС решила проявить активность и начала отзывать лицензии у заводов, не имеющих оборудования. Но тот аврал, который сейчас устроили, ни к чему хорошему не приведет.

     — Так за чем дело стало? Трудно представить, что у водочных заводов нет денег.

     — Есть у них деньги. Более того — у многих и счетчики есть. Но нет программного обеспечения, нет утвержденных схем размещения оборудования. Это все и должны были обеспечить сами же налоговики. Не повезло тем, кто действительно не успел купить счетчики: заводы по их производству (а счетчики в основном делает Арзамасский завод. — “МК”) завалены заказами и работой. Получается, что нерасторопным придется покупать счетчики за рубежом. Но стоят они от 50 000 долларов. Хотелось бы напомнить, что по нашему законодательству госконтроль не допускается за счет проверяемого. Парадокс. По этому же закону счетчики должны быть у всех.

     — По вашим оценкам, сколько предприятий сейчас оказалось под угрозой остановки? И что будет дальше?

     — Почему под угрозой? Они стоят. И таких уже около 250. Некоторые работают, пока не получили официального уведомления об отзыве лицензии, но это вопрос нескольких дней. Я уже говорил, процентов 60 всей отрасли просто замрет. Кстати, по закону те же виноделы вообще не должны высчитывать долю спирта в напитке, но налоговую это не устроило. Так что виноделы тоже попали. Получается, что мы опять даем преференцию импорту. Более того, как показывает практика, эта эпопея со счетчиками обязательно повторится. Через несколько лет кому-нибудь вновь покажется, что счетчики недостаточно точны.

     — Традиционный вопрос: что же мы будем пить в ближайшей перспективе?

     — Дорогую водку, дорогое вино и много-много пива. Может, таким образом нам хотят привить культуру пития?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру