Эстонский синдром

В Риге вслед за Таллином пытаются переписать историю.

    Радикальная националистическая партия Латвии Visu Latvijai (“Все — Латвии”) выступила с заявлением о необходимости срочно рассмотреть вопрос о памятнике “Освободителям Риги”. Дескать, на нем есть надпись “памятник освободителям от фашизма”, а это противоречит официальной позиции страны “в понимании Второй мировой войны”. Проще говоря, националисты, воодушевившись “подвигом” эстонцев, решили тоже снести памятник.
     Они, собственно, и не скрывают, что свою идею слизали с эстонцев. Лидер националистов Райвис Дзинтарс так и заявляет: “Пока хозяева Риги по-прежнему думают, их эстонские коллеги из центра Таллина уже убрали схожий символ оккупации”. Заметим, что для нормальных латышей памятник в центре Риги является не символом оккупации, а символом победы над фашизмом. Именно сюда 9 мая каждого года приходят люди и приносят цветы.
     “МК” решил выяснить, насколько в Латвии сильны радикальные настроения и грозит ли в действительности рижскому памятнику судьба эстонского Бронзового солдата.
     Партия “Все — Латвии” известна своими провокационными акциями. Например, не так давно несколько активистов вышли в центр Риги, обвязали себя красными лентами, разбросали мусор вокруг и выставили красную доску с русскими словами. Все это должно было символизировать период оккупации Латвии Советским Союзом. Мол, в это тяжелое время русские не только загадили Латвию физически (мусор), но и влезли со своими словами в язык! Кроме этого члены “Все — Латвии” пытались возложить венки из колючей проволоки к монументу “Освободителям Риги” и провести митинг в поддержку Эстонии около музея оккупации Риги.
     И вот теперь новая фишка: “Все — Латвии” кинула клич о необходимости собрать что-то типа “круглого стола” и наконец решить судьбу памятника.
     Несмотря на серьезность заявления, пока у националистов нет поддержки большинства жителей. Например, мэр Риги Янис Биркс так прокомментировал идею сноса памятника:
     — Сейчас не то время, чтобы заниматься этими вопросами. Памятник останется на своем месте, тем более что идею переноса пока поддерживают только радикалы.
     Мэрия Риги вообще очень либеральна по отношению к истории. В отличие от таллинской, которая только говорила о необходимости оставить Бронзового солдата на месте, рижские отцы города реально что-то делают. Так, в начале июня состоялось заседание, на котором было принято решение о восстановлении памятника. Дело в том, что в начале 90-х вандалы частично разрушили монумент и уничтожили памятную надпись на постаменте. И вот теперь мэр Риги решил восстановить надпись, на которой были такие слова: “Воину-освободителю Советской Латвии и г. Риги от немецко-фашистских захватчиков”. Такое решение в условиях современной Латвии, где отношение к русским по-прежнему не на высоте, делает честь латышским политикам.
     Вообще, если рассматривать ситуацию с нацменьшинствами в соседних Эстонии и Латвии, то в последней ситуация немного лучше. Во-первых, тут намного больше русских (собственно, и сама Латвия побольше Эстонии будет), а во-вторых, они сплоченней. Как только правительством принимается закон, ущемляющий права русских, на улицы выходят тысячи человек и выражают свой протест. Так было, когда Латвия решила перевести обучение на государственный язык. На улицы с плакатами вышли и ученики русских школ, и учителя, и политики, и просто активные граждане. В Таллине такую ситуацию сложно себе представить, несмотря на такие же планы правительства перевести все обучение на эстонский.
     В Латвии, опять-таки в отличие от Эстонии, больше русскоязычной прессы, и она влиятельнее. К ней прислушиваются, ее читают. Когда в Эстонии правительство сносило Бронзового солдата, то со всей Прибалтики в Таллин приехали только журналисты Латвии. И еще один плюс русской общине Латвии. Только от этой страны в Европарламент сумели пробиться представители нацменьшинств. “МК” удалось связаться с Татьяной Жданок, депутатом европарламента от Латвии.
     — Вопрос с памятником довольно сложный. Тот же самый мэр, который, с одной стороны, вроде бы против сноса, с другой — дает добро на строительство возле монумента... детского городка. Это, во-первых, вообще нелогично, все-таки это территория военного мемориала, а во-вторых, уменьшает площадь, на которой обычно собираются люди на празднование 9 мая.
     По мнению Жданок, сегодняшнее правительство не пойдет на снос монумента, однако своими решениями постарается всячески блокировать подступы к нему и сделать как можно более неудобным подход к нему ветеранов.
     — А ведь каждый год сюда приходит более 10 000 жителей Латвии, — говорит Жданок. — Кроме того, если говорить об отношении в стране к подобным монументам, то нельзя не вспомнить речь одного из европарламентариев от Латвии, который заявил, что такие памятники нужно убрать по всей Европе!
     
     СПРАВКА "МК"
     В 1996 и 1997 годах радикалы взрывали памятник. Во время взрыва два человека погибли. Оставшихся в живых судили, но приговор и сроки были очень мягкими.
     
     СПРАВКА "МК"
     По данным соцопросов, русские и латыши вовсе не так хорошо уживаются друг с другом. Причем латыши гораздо нетерпимы к русским, чем русские к латышам. Так, непримиримых в отношении друг друга: латышей — 50%, а русских — 4%. Отзывчивых в отношении друг друга: латышей — 15%, русских — 60,8%. В случае обострения межэтнических отношений политические движения с более сильной национальной позицией готовы поддержать 15% латышей и 9% русских.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру