Предприниматель в рамочном законе

Госдума отсрочила революцию для малого бизнеса

Закон “О развитии малого и среднего бизнеса (МСБ)”, на днях принятый Госдумой, направлен на совершенствование государственной поддержки в этой сфере. Закон оценивается большинством депутатов как базовый и революционный, однако настоящая революция для отечественного малого и среднего предпринимательства наступит только после того, как будут внесены необходимые изменения в ряд действующих законов, затрагивающих деятельность “маленьких” и “средних”, а также решен вопрос о создании региональных фондов имущественной поддержки такого рода бизнеса.

А к этим вопросам депутаты вернутся не раньше сентября.

Над новым законом депутаты трудились два года, и, по признанию самих законодателей, “шел он достаточно тяжело”. “Создание мощного класса малого и среднего предпринимательства означает создание серьезного среднего класса в стране. А это основа местного самоуправления. Возможно, и в обществе, и в среде чиновников еще не до конца созрело понимание того, что стране необходимы не отдельные торговцы, а целое сословие среднего класса”, — единственное, чем смогла корреспонденту “МБ” объяснить тяжесть прохождения закона зампред Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина.

Тем не менее регулирующий деятельность микро-, малых и средних предприятий на территории РФ документ, который должен заменить устаревший закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”, на осень решено было не переносить и принять его сейчас. Поддержка малого предпринимательства возводится в ранг государственной политики. Так что мы считаем этот закон революционным”, — говорит Панина. Однако в законе закреплены лишь основные принципы для этой категории бизнеса, но без дополнительных поправок в действующее законодательство закон останется лишь рамочной декларацией. “Это депутаты понимают, но это должны понимать и в правительстве”, — считает она.

Одним из наиболее важных моментов имущественной поддержки МСБ должно было стать формирование на региональном и муниципальном уровнях соответствующих фондов. Для предоставления этого права субъектам РФ и муниципалитетам необходимо внести изменения в Закон “О компетенции субъектов РФ” и Закон “О компетенции органов местного самоуправления”. Соответствующие законопроекты уже разработаны депутатами и направлены на согласование в регионы. В правительстве предпочли не торопиться с принятием этого решения сейчас.

Осенью, как пояснила Панина, депутаты обязательно вернутся к этому вопросу. Только после этого, как утверждают эксперты, закон лишится приставки “рамочный” и действительно послужит на благо развития. “Создание фондов позволит остановить распродажу арендуемого МСБ государственного и муниципального имущества, прежде всего производственных и офисных помещений. У таких фондов  была бы возможность сдавать помещения и оборудование в долгосрочную аренду. А малым предприятиям — проще начать новое дело”, — считает она.

Пока же новым законом прописано четкое понятие микро-, малого и среднего бизнеса с учетом двух основных критериев: численности работающих и выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год. Так, с учетом критерия численности к микропредприятиям относятся компании, в которых работает не более 15 человек, к малым — не более 100, к средним — не менее 101 и не более 250 человек. Предельные размеры критерия выручки, наиболее дискуссионной нормы законопроекта, устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет на основании сплошных статистических обследований данного сегмента рынка. На сегодняшний день достигнута договоренность с правительством о скорейшем установлении этих предельных размеров, однако пока можно рассчитать этот критерий, исходя из данных исследования Торгово-промышленной палаты, отметила зампред думского комитета. В этом случае критерии будут приближены к европейским и составят: для микробизнеса — 65 млн. рублей, для малого бизнеса — 250 млн. рублей, для среднего — 1 млрд 550 млн. рублей.

Законопроектом также оговаривается, что на государственную помощь не могут рассчитывать кредитные и страховые компании (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционные фонды и фонды профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также участники соглашений о разделе продукции, игорные предприятия и нерезиденты РФ. Кроме того, в течение четырех лет со дня вступления закона в силу на субъекты МСБ не распространяются изменения в законодательстве, ведущие к увеличению у них совокупной налоговой нагрузки. Предполагается, что на МСБ должны распространяться специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, упрощенный порядок составления статистической отчетности. Предусматривается и возможность особых условий МСБ в процедурах размещения госзаказов.

Также в законе оговорена поддержка инновационного и производственного бизнеса и предпринимательства в сфере ремесленничества. “Сейчас наблюдается явный перекос малого предпринимательства в сторону торговли. Эту ситуацию надо менять”, — считает Панина.

Кроме того, законопроектом предоставляется право субъектам и муниципалитетам вести реестры малых и средних предприятий — получателей поддержки. Хотя бизнес-сообщество было заинтересовано в формировании таких реестров по принципу Реестра субъектов малого предпринимательства Москвы, то есть на добровольной основе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру