Красота с доставкой на дом

Как правильно выбрать квартирного дизайнера

Воистину нет пределов совершенству. Сначала мы хотим купить машину, затем настает очередь жилья. Причем нам нужен не просто дом или квартира, а удобное и комфортное жилье, которое соответствовало бы нашим понятиям о том, что жизнь удалась.

Потому что самый просторный дом может производить удручающее впечатление. Причем на первый взгляд совершенно непонятно, в чем причина внутреннего дискомфорта: на стенах дорогие обои, в комнатах мебель престижных марок. И только через некоторое время понимаешь: здесь неуютно.

Хозяину такой жилплощади стоит обратиться к дизайнеру интерьера: эта не так давно появившаяся специальность пользуется все возрастающим спросом. Потому что, говоря словами одного веселого декоратора, “место красит человека, а дизайнер украшает место”. Сегодня — советы от “МК”: как правильно выбрать дизайнера.

Существует три вида дизайнеров, которые профессионально занимаются переустройством и украшением жилплощади. Статус каждого определяется несколькими параметрами, которые серьезно влияют на прайс-лист.

Первые (самые престижные) — это выпускники Московского архитектурного института. Они умеют рисовать строительные чертежи, владеют программами Archi-Cad и Auto-Cad, профессионально составляют проекты перепланировок и в целом отлично владеют темой. Дизайнеры этой категории и берут за свои услуги соответственно — от 100 долларов за квадратный метр распланированного помещения. Причем это только проектная часть. За первым ценником обязательно последует второй: кроме нелегкого интеллектуального труда МАрхИ-дизайнер обязуется лично сопровождать процесс строительства либо ремонта. Теоретически по чертежам, составленным таким профи, строители могут все сделать и сами. Но, во-первых, найти компетентного прораба еще сложнее и дороже, чем профессионального дизайнера, а во-вторых, как бы грамотно ни был составлен чертеж, в любом случае потребуются согласования и уточнения. При отсутствии дизайнера строители примут решение сами, а в результате может получиться, мягко говоря, не совсем то, на что рассчитывал заказчик. И уж совсем не то, что расчертил наш специалист-проектировщик. Сопровождение, как правило, заключается в том, что дизайнер два раза в неделю приезжает на объект и контролирует процесс. Сейчас, как правило, зарплату дизайнера предусмотрительные клиенты начали закладывать в стоимость проекта.

Второй тип дизайнеров — это люди, которые закончили специальные дизайнерские курсы или дизайнерские школы. Преимущественно выпускники московских учебных заведений (Международной школы дизайна и Академической школы дизайна), где специально обучают людей, решивших посвятить себя профессиональному оформлению квартир и домов. Стоимость работы таких специалистов уже приятно меньше — от 30 евро за квадратный метр. Но вот на четкость и скрупулезность таких архитекторов рассчитывать не стоит. Чертежи они не предоставляют вообще — только тематические эскизы перепланировок. Нет здесь и инженерной работы — только креативная. С этими рисунками к строителям лучше даже не подходить — в лучшем случае засмеют. Но зато такие дизайнеры сидят на проекте практически все время, плотно общаются со строителями и доносят до них свои идеи устно, а в случае языкового барьера — еще и жестами.

Третий вид дизайнера — декоратор. Здесь, как правило, ценник еще ниже: от 30 до 100 долларов, в зависимости от состоятельности клиента и умения исполнителя работ воздействовать на его мозги. Эти специалисты вообще чужды любой строительной работы и занимаются только расстановкой предметов и украшением уже готовой, распланированной и построенной жилплощади. Их зона компетентности — это мебель, текстиль и прочая обстановка.

Впрочем, есть еще один подвид дизайнеров. Они выучились “Архикаду” или “Автокаду”, окончили дизайнерские курсы и работают при строительных фирмах. Если клиент обращается в такую контору, то ему скорее всего предложат услуги своего, “прикормленного” дизайнера. У таких спецов обычно все уже завязано и с поставщиками мебели, и с производителями большинства элементов жилой среды.

Бумажник заказчика: темно и сыро

— Прежде всего надо понять, чего хочет клиент, — рассказывает дизайнер-декоратор Татьяна Песочинская. — Затем определиться с бюджетом. Сначала человеку кажется, что ему хватит денег на все, а потом выясняется, что вот тут-то и тут-то придется урезать, а тут — подсократить. И главное — необходимо объяснить заказчику, что на дизайнера не надо обижаться и не надо думать, что декоратор просто залезает к нему в кошелек. С самого начала следует четко определить, с одной стороны, финансовые возможности, а с другой — конечный результат.

Еще одна проблема, с которой постоянно сталкивается дизайнер, — перевоспитание вкуса заказчика. Бывает очень сложно объяснить клиенту, что золотые унитазы вышли из моды, а средневековая мебель осталась в Средних веках. Говорить клиенту в лицо, что у него нет ни грамма художественного чутья, как минимум неосмотрительно. И потому от декоратора требуется не только доскональное знание своего ремесла, но и недюжинные психологические таланты.

Впрочем, как считает Татьяна, в большинстве случаев сейчас клиент уже готов прислушаться к мнению специалиста. В конце концов, если он нанял профессионала — значит, уверен в его заведомой компетентности.

Но и тут возникают казусы. Клиент выбирает смеситель за 1000 евро, потом ванну за не меньшую сумму, в довесок “и этот светильничек симпатичный”… А посмотрев на итоговую сумму, “включает задний ход”. Как правило, это заканчивается тем, что в окончательном варианте останется именно то, что предлагал декоратор с самого начала.

Обычно заказчик приходит к дизайнеру с журналами по интерьеру. Сейчас их уже достаточно много, но вряд ли на этом рынке когда-нибудь будет профицит — они пользуются постоянным и растущим спросом. Варианты, которые предлагают издатели, начинаются от уровня “сделай сам”, а заканчиваются элитными ультрадорогими и ультрамодными планировками.

Как правило, клиенты приносят сразу несколько каталогов разных категорий — от среднего класса до люкса. Но и тут имеются нюансы: нет гарантии, что хозяева недвижимости получат именно тот набор мебели, на который рассчитывали по каталогу. Поэтому более или менее обеспеченные заказчики предпочитают либо ездить за импортной мебелью самостоятельно, либо доверяют эту нелегкую миссию дизайнеру. Возникает, казалось бы, закономерный вопрос: а почему обязательно ехать за границу для того, чтобы купить себе диван? Но дело в том, что сейчас магазины заполонила мебель, которая стоит очень дорого, а вот по качеству немногим уступает поделке первокурсника столярного ПТУ. Большинство продающихся в нашей стране предметов интерьера вполне подпадают под определение “живет недолго и несчастливо и умирает за один переезд”. А те же китайцы, например, делают отличные копии европейских моделей — ничуть не хуже оригинала, но со значительно более низкой стоимостью.

Привязываться к одному постоянному поставщику мебели дизайнеру нет смысла. Сегодня заказчик настолько свободен в выборе, что невозможно сказать заранее, чего он захочет от своего декоратора: стулья из ротанга или итальянские кожаные диваны. Поэтому если оформитель и имеет какие-то знакомства среди, например, импортеров, то они пригодятся ему только в том случае, если у них какие-то особо льготные схемы ввоза: уход от налогов, контрабанда или блат на таможне.

Фэн-шуй, да не тот

“МК” с помощью экспертов выяснил наиболее популярные направления реконструкции квартир.

Обеспеченные люди, как правило, предпочитают МИНИМАЛИЗМ в духе 80-х, но с элементами художественности. Так называемые американские интерьеры в голливудском стиле: много белого, изящная и лаконичная обстановка. Некоторые клиенты в этом случае предпочитают переплачивать “за марку”. В принципе этот подход оправдан, потому что владельцы престижных, зарекомендовавших себя предприятий-производителей свою марку стараются держать.

Как правило, общий минимализм стараются “разбавлять” элементами этно, арт-деко и классики. Обычно специалисты-оформители стараются сделать акцент в интерьере на чем-то одном: цвете, фактуре отделки или стиле мебели. Также приветствуется мебель малых форм: журнальных или кофейных столиков, имеющих затейливые формы и нестандартный, но эргономичный дизайн.

Еще одно направление, которое пользуется неубывающей популярностью, — ОРИЕНТАЛИЗМ. Весь интерьер выстраивается в соответствии с нормами фэн-шуй, шкафы и двери делаются купейного типа: раздвижными и выполненными в китайском или японском стиле. На стенах (в идеале, конечно) развешиваются гравюры или картины в классическом восточном стиле. Обычно люди, предпочитающие такое обустройство, сами достаточно компетентны в этой области, поэтому дизайнеру с ними приятно работать.

Если заказчики действительно всерьез увлечены восточной культурой, то они могут даже работать с дизайнером рука об руку. Одна семейная пара, купив квартиру с двумя балконами, недолго думая, оборудовала один из них под чайную комнату, в полном соответствии с обычаями и стандартами Поднебесной. Впрочем, людей, у которых дизайнеру есть чему поучиться, достаточно мало.

На вкус и кошелек

Когда человек покупает пустую квартиру, он может обставить ее сам. В советское время отсутствие дизайнера компенсировалось ежегодной перестановкой мебели. Кстати, эта утомительная традиция, по мнению психологов, свидетельствует именно о дисгармонии в интерьере. Люди старшего поколения считают, что психологи в данном случае ошибаются, поскольку у обычных обитателей хрущевок перестановка мебели была единственной возможностью хоть что-то изменить в своей жизни.

Многие оставляют планировку квартиры на откуп застройщика, но обычно такие клиенты остаются недовольными, потому что решения строителей однообразны. И даже если корректировка жилплощади возможна еще на стадии проектирования здания (а такие примеры в России уже есть), то надеяться на что-то эксклюзивное при таком подходе не стоит. Мозг архитектора может создать здание исключительной красоты, но заморачиваться на планировку каждой квартиры он не будет. Инженер нарисует проект перепланировки, строитель его осуществит. И, собственно, на этом все закончится.

Нанятый дизайнер — человек творческий. Он разрабатывает задачу полностью и подолгу работает над каждым инженерным и декораторским решением. Но зато квартиры, которые “выходят из-под пера” таких специалистов, оправдывают долгое ожидание. К слову, один-два дома дизайнер может оформлять до полутора лет. Но такие долгосрочные проекты — удел людей состоятельных. А исполнители обычно — дизайнеры хай-класса, которые не бегают за клиентом. Скорее заказчики сами их ищут днем с факелами.

И все же до сих пор дизайнеров в России находят так же, как строителей для ремонта, — по знакомству. Это, с одной стороны, самый распространенный, а с другой — самый эффективный способ. Человек увидел переделанный дом своего родственника или друга и захотел себе что-то подобное. На втором месте по популярности среди методов поиска — строительные фирмы, при поступлении заказа на ремонт рекомендующие воспользоваться услугами своего, “прикормленного” дизайнера. И, конечно, еще один способ найти господина оформителя — строительные журналы и объявления в газетах.

Сегодня стоимость услуг частного дизайнера для современной квартиры встанет в сумму около 3 тысяч долларов — только за подготовку проектной документации. Сопровождение строительства вполне может вылиться в аналогичную сумму. Зато в этом случае дизайнер головой отвечает за свое детище. В среднем на такой проект уходит около восьми месяцев. А если считать с момента вбивания первого гвоздя до финального развешивания штор в загородном доме — этот процесс может растянуться до полутора лет. Но дело здесь не только в дизайнере. Обустройство жилья — это увлекательная игра, в которую с удовольствием играют и клиент, и исполнитель. Заказчик непостоянен, он может периодически менять свои решения, а декоратор должен подстраиваться и искать наиболее оптимальные и приемлемые для обоих пути решения.

Если прибегать к услугам строительных фирм, то процесс займет намного меньше времени, но про индивидуальный подход и доскональное внимание к каждой детали придется забыть. Обращение к таким фирмам предпочтительно, если у заказчика уже есть готовый проект и он знает, чего хочет. А требуется ему только качественное исполнение. Работать с такими подрядчиками, может быть, и удобнее, но интерьер получается уже безличный: ближе к простому евроремонту. Потому что сверхзадача у стройфирмы своя: быстро составить смету, быстро сделать, быстро сдать.

Услуги дизайнера стоят недешево. Но есть несколько факторов, которые, возможно, компенсируют горечь расставания со своими “кровными”. Прежде всего с “правильным” дизайнером можно серьезно сэкономить на мебели и отделочных материалах. Вторая, не менее важная экономия — свободное время, которое можно использовать на другие, более приятные цели. А главное — жить в “разработанной” квартире будет намного приятнее и удобнее, чем в обставленной самостоятельно.

СПРАВКА “МК”

Слово “дизайн” имеет неоднозначную трактовку. Значения в английском языке: план, проект, чертеж, узор, намерение. То есть дизайнер, с одной стороны, конструктор, с другой — оформитель, а если смотреть более глобально — человек, определяющий идеологию предмета.

Определить хорошего дизайнера несложно: надо всего лишь взглянуть на его работы. У каждого декоратора должно быть свое портфолио. Можно подвергнуть его небольшому тесту: попросить обмерить квартиру — это не стоит никаких денег. А потом предложить разработать какую-нибудь интерьерную мелочь. Если чертеж сделан безграмотно, то это будет видно сразу.

По данным исследования, проведенного фондом “Общественное мнение”, только 2% россиян считают свое жилье идеальным. Для 29% опрошенных идеальным мог бы стать благоустроенный дом, желательно с садовым участком и баней. Еще 6% россиян определили свои предпочтения еще прихотливее: “благоустроенный, комфортабельный коттедж”; “двухэтажный особняк, обязательно каменный, побольше комнат”; “коттедж с бассейном”.

Треть опрошенных мечтают не об отдельном доме, а о квартире. Две трети признают, что там, где они живут, уже сегодня есть такое жилье, о котором они мечтают, и только 14% заявляют, что подобного жилья вблизи нет. Чаще других мечтают о таком жилье, которого нет под боком, москвичи (27%) и жители сел (21%).

АНЕКДОТ В ТЕМУ:

— Здравствуйте, мне нужен ватман.
— У нас нет такого сотрудника.
— Вы не поняли — мне нужен ватман для кульмана…
— И Кульман у нас тоже не работает.
— Да нет, я — дизайнер!
— Да я уж вижу, что не Иванов…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру