Профессия XXI века

9 июля 2007 в 14:26, просмотров: 311

Развитие экономики России и продолжающийся процесс интеграции нашей страны в мировые рынки выводит обеспечение конкурентоспособности продукции на первое место. И здесь важно не только ее качество и стоимость, но и создание системы обеспечения потребителя товарами. А потому все более востребованы на рынке кадров логисты.

Повышенный спрос на специалистов влияет и на их зарплату. Как отмечают эксперты кадрового центра «ЮНИТИ», одного из признанных лидеров на рекрутинговом рынке, в этой сфере зафиксирован стремительный подъем ежемесячного дохода по сравнению с прошлым годом – до 40%.

Подтверждают эти цифры и руководители предприятий. Ведь расширение организаций и увеличение их оборотов вызывает необходимость оптимизации затрат компании. По мнению более 90% руководителей фирм Санкт-Петербурга, опрошенных экспертами консалтинговой группы «Экономист», проблема поиска сырья и материалов по доступным ценам является одной из ключевых составляющих создания высокорентабельного производства. И специалисты по логистике снабжения являются, по оценкам руководителей, одними из самых высокооплачиваемых – за последний год рост их средней заработной платы составил от 20 до 40%.

Эта тенденция характерна в целом для области закупок, а также транспортной и складской логистики. Так, зарплата директора по логистике выросла по сравнению с 2006 годом практически в 2 раза, составив $4–8 тыс. в месяц. Менеджер по закупкам стал получать $1–3 тыс. вместо $700–2 тыс.

ЛОГИКА ПРОФЕССИИ...

По словам рекрутеров «ЮНИТИ», существует определенный набор традиционных требований к кандидатам любого сегмента логистики. Им необходимо знать особенности документооборота, связанные с получением, хранением и экспедированием товара. Также логисты должны уметь работать в специализированных компьютерных программах и приложениях: Microsoft Navision, Microsoft AXAPTA, «1C: Предприятие».

Профессионалам в сфере закупок и экспедирования необходимо наличие обширных деловых связей, чтобы договориться об оптимальных ценах на товары или услуги. Ведь логист, как отмечает Ырысбек Эгембердиевич Ташбаев, один из учредителей Координационного совета по логистике (первой отраслевой организации), – это «профессиональный скряга, который думает не над тем, как заработать, а как сэкономить».

Кроме традиционных требований к кандидатам работодатели отмечают знание одного или нескольких иностранных языков, включая владение специальной терминологией. Особенно это актуально для компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Дополнительный навык способен увеличить ежемесячный доход логиста на 20–40% от размера оклада.

Требования к возрасту соискателя и, как следствие, к опыту могут, по словам экспертов «ЮНИТИ», различаться. «Чем выше позиция, на которую претендует специалист, тем больший опыт работы требуется. Для менеджера порой достаточно года деятельности. Для топовых управленческих позиций необходим больший стаж – 3–5 лет. Причем важно, чтобы в этот период времени профессионал занимал именно руководящую должность», – говорит Татьяна Голубниченко, консультант кадрового центра.

Ее мысль развивает Маргарита Удовенко, другой консультант «ЮНИТИ»: «Возьмем, к примеру, менеджера по транспорту. В его обязанности входит работа с железнодорожными и автомобильными компаниями: размещение заявок, контроль за их выполнением (сроков/отгрузок/оплат), координация работы склада, взаимодействие с отделами снабжения/сбыта, оформление таможенных документов. Возрастные требования, которые предъявляет компания к специалисту такого профиля, – это 22–35 лет и соответственно стаж работы от года. Другая ситуация складывается с профессиональным «набором» руководителя проекта по запуску склада. Так, топ-менеджмент предприятия ставит перед специалистом задачу: организовать и запустить склад с нуля.

Соответственно он должен спроектировать складской комплекс, организовать строительство, а в дальнейшем – отвечать за программное обеспечение склада. Кроме того, на него возложены и управленческие функции: создание команды, утверждение должностных инструкций, внедрение стандартов работы и контроль над их выполнением, обучение сотрудников. Для выполнения всей деятельности специалисту требуется хороший опыт – минимум 3 года. Для претендента повышаются возрастные рамки – до 50 лет».

Некоторые предприятия отдают предпочтение кандидатам со стажем деятельности в транснациональных организациях. «Для нашей компании важно, чтобы специалисты отдела логистики имели большой опыт работы в своей области. Преимуществом обладают сотрудники, трудившиеся в иностранных компаниях: эффективный менеджмент и особенности работы на рынках разных стран – важные достоинства таких сотрудников», – отмечает Виталий Паршин, генеральный директор ООО «Строительная компания «МонтажНеваСтрой».

…И ЕЕ МОРАЛЬ

В целом для представителей профессии важны такие личностные качества, как аналитический склад ума, способность прогнозировать и анализировать результат. «Одна из главных задач специалиста по логистике – проанализировать ситуацию, выяснить интересы каждого звена в цепи «производство – потребление» и скоординировать их деятельность. Цель логиста – организовать весь маршрут продвижения заказа таким образом, чтобы минимизировать затраты на каждом звене этой логистической цепи», – отмечает Ырысбек Эгембердиевич Ташбаев.

Кроме того, специалистам этой сферы необходимо ощущать себя частью команды и быть достаточно организованными и ответственными. «Все участники логистического процесса, – продолжает эксперт, – должны четко представлять важность вклада их работы в результат функционирования всей системы в целом. При этом должна поддерживаться строгая дисциплина ведения, протоколирования, поддержания и пополнения единой базы данных. В противном случае, если на каком-то участке информационного потока происходит сбой, это сводит на нет усилия всех остальных участников процесса и делает систему недостаточно работоспособной.

Например, если сотрудник отдела продаж не зафиксировал факт подписания договора на поставку, а сотрудник бухгалтерии – факт поступления денег на расчетный счет, то система перестает работать для службы логистики».

Для руководящих должностей (руководителей складского комплекса, транспортной логистики, закупками) список личностных качеств дополняется развитыми лидерскими стремлениями, способностью аргументировать свою точку зрения, преданностью делу.

Чтобы проверить мотивацию претендента, кадровые специалисты компаний и профессиональные рекрутеры проводят собеседование, в ходе которого задают ряд контрольных (повторяющихся) вопросов. Ответы на них дают возможность понять, настроен претендент на долгосрочное сотрудничество или на получение сиюминутной выгоды. Необходимо также оценить лояльность соискателя компании, ведь в силу завышенных зарплат у специалистов по логистике появляется возможность рассматривать и другие предложения. Поэтому важна заинтересованность претендента именно в данной позиции.

ХОРОШИЕ КАДРЫ

В настоящий момент наибольшие шансы выжить имеют компании, обладающие сильной внутренней организацией. Ее основой, по мнению специалистов Координационного совета по логистике, является не только талант высших руководителей фирм, но и компетентность и профессионализм всех кадров – от линейного персонала до менеджеров высшего звена.

Поэтому вопросы подбора персонала, основанные на принципе «понравился – не понравился», в этой сфере – впрочем, как и в остальных – просто неприемлемы. Необходимо сопоставлять способности будущих сотрудников с перспективными потребностями фирмы. Зачастую предприятия обращаются в рекрутинговые компании за помощью в подборе персонала.

«Вместе с руководителем организации мы выясняем, какими знаниями и навыками должен обладать претендент, – делится опытом сотрудничества с фирмой-заказчиком рекрутер «ЮНИТИ» Маргарита Удовенко.

– Как правило, работодатель предоставляет необходимые тесты для проверки кандидата. Так, в зависимости от вакансии мы можем, например, попросить кандидата смоделировать ситуацию. Иначе говоря, нарисовать транспортную схему маршрута (если он претендует на вакансию в логистику перевозок) или схему запуска складского комплекса (когда перед нами кандидат на должность руководителя проекта по запуску склада)».

МОЛОДАЯ ОТРАСЛЬ

Должностные обязанности специалистов по логистике могут включать деятельность, требующую как ограниченное количество профессиональных знаний, навыков и умений, так и самый высокий уровень квалификации и профессиональной компетентности. По мнению экспертов учебного центра «Логистика», без фундаментальной подготовки невозможно стать хорошим работником.

Между тем первые программы обучения по специальности появились лишь в 2000 году. Среди вузов, выпускающих логистов, – Высшая школа экономики, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Государственный университет управления, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, Ростовский государственный экономический университет и Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.

На сегодняшний день можно отметить нехватку практических навыков у выпускников, ведь им, по сути, преподаются лишь основы знаний. Для логистической сферы, так же как, к примеру, и для строительной, актуальна идея приобретения студентами опыта непосредственно в компаниях. Для сравнения: в университетах Европы производственная практика занимает половину времени, отведенного на образование в этой области.

Как видим, логистика – сфера молодая, но значение ее уже не вызывает сомнений. По данным специализированной Европейской ассоциации, применение отраслевых разработок позволяет сократить время производства товаров на 25%, снизить себестоимость производства продукции – до 30%, сократить объемы материально-технических запасов – от 30 до 70%. Одна из главнейших задач, стоящих перед профессионалами в этой области, – оптимизировать бизнес-процессы компании с целью минимизации общих затрат ресурсов. Не случайно существует мнение, что XXI век станет веком логистики. А потому спрос на специалистов этой сферы будет только расти.    



Партнеры