Все одно – все на дно

Спецкор “МК” передает из арктической экспедиции, погрузившейся в Ледовитый океан.

Все семь дней пути экспедиции “Арктика-2007” (она стартовала из Мурманска 23 июля) среди ледяной пустыни в трюме и лабораториях шла подготовка к погружению батискафов. Пока — только к пробному.

— Мы остановимся чуть дальше Земли Франца-Иосифа и попробуем погрузиться примерно на 1500 метров, — объяснял перед спуском руководитель экспедиции “Арктика-2007” Артур Чилингаров. — Если “тест-драйв” глубоководных аппаратов пройдет удачно, тогда уже — полный вперед до полюса, исследовать дно Северного Ледовитого океана.

Всю ночь перед пробным погружением ледовые наблюдатели искали среди ледяной пустыни большую полынью, чтобы можно было погрузить аппараты. Безледное пространство нашлось только к половине пятого утра.

Глубина пробного погружения — 1300 метров. Это нужно, чтобы проверить готовность всех систем к самому опасному спуску — на глубину свыше 4000 метров.

Еще в ночь перед тестовым запуском на борт аппарата погрузили запасы провизии и баллоны с кислородом. Это меры предосторожности на случай аварии или непредвиденных задержек в пути.

— Теоретически воздуха команде хватит на 72 часа, — объясняет один из техников. — Кроме того, мы собираем участникам погружения сухой паек: шоколад, печенье, гамбургеры и термос с горячим чаем.

На борт батискафа грузят и теплую одежду.

— Когда он только начинает опускаться, температура внутри примерно +20 градусов, но дальше становится холоднее. На глубине 1300 метров будет уже не больше +17 градусов, — продолжает техник. — Поэтому на случай ЧП нужен запас теплой одежды.

Изнутри глубоководный аппарат представляет собой сферу диаметром два с половиной метра. Члены команды батискафа могут наблюдать за спуском через иллюминаторы. Два из них, диаметром 12 сантиметров, расположены по бокам, и один, диаметром 20 сантиметров, — по центру. Он предназначен для пилота.

Путешествие в морские глубины недаром сравнивают с полетом в космос: давление на глубине 4000 метров более 400 атмосфер. Но основная сложность не только в том, чтобы оказаться на дне, а чтобы удачно вернуться на поверхность. Здесь все зависит от навигационного оборудования.

Ровно в 8.30 утра открыли двери трюма и из его недр огромным краном подняли оба батискафа. Внутрь первого аппарата — “Мир-1” спустились пилот Анатолий Сагалевич и бортинженер Игорь Пономарев. Перед спуском в люк они обнялись и по традиции пожелали друг другу “ни пуха ни пера”. В половине десятого первый батискаф погрузили на воду.

В 9.10 первый аппарат вышел на связь.

— Я “Мир-1”, готов проверить подводную связь. Повторяю, я — “Мир-1”, — слышалось на капитанском мостике. Проверка связи: глубина — 730 метров, до грунта осталось 600.

В 9.30 послышался голос со второго батискафа.

— Я — “Мир-2”, люки были задраены в 9.47. Погружаемся.

К 11 часам пилоты опять вышли на связь и сообщили, что на дне они нашли ракообразных и червей.

Во время пробного погружения батискафы провели в океане около двух с половиной часов — 40 минут заняло погружение, час — стоянка на дне, и еще примерно час — всплытие. Появился на поверхности оранжевый корпус первого батискафа только к двум часам дня.

— Основные трудности, как мы и предполагали, поджидали нас не на дне, а на поверхности. Много времени занял поиск выхода изо льда, — рассказал пилот Анатолий Сагалевич через несколько минут после высадки на палубу. — Главное, что мы вынесли из этого пробного погружения, — над навигационной системой нам еще работать и работать вплоть до самого полюса. Не было сети гидроакустических маяков, что значительно усложнило ориентацию подо льдом. Но самое главное, что именно в этой точке океана мы, “Мир-1” и “Мир-2”, были первыми! Кстати, на дне Северного Ледовитого жизнь кипит: на глубине 1300 метров мы заметили несколько скатов, рыбешек и взяли пробы грунта. Теперь все эти видеосъемки и образцы попадут в лаборатории для исследования.

Кстати, оказывается, на Северный полюс направляются не только россияне: недавно стало известно, что в эти же сроки в точку 90 градусов северной широты идет и американский ледокол с глубоководными аппаратами на борту. Правда, в отличие от российской экспедиции на дно Северного Ледовитого океана будут погружаться батискафы-роботы без исследователей. Поэтому своими глазами россияне увидят дно первыми.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру