У ВВС появился летающий интеллект

Новый бомбардировщик будет думать за летчиков.

31 июля 2007 в 14:07, просмотров: 905

Самолет планировалось перегнать во вторник из Ахтубинска, где он проходил испытания, в Липецкий центр боевого применения и переучивания летного состава. И здесь уже не испытатели, а строевые летчики и инженеры должны были начать знакомиться с этим новым образцом военной техники. Но вылет из-за плохих метеоусловий отложили на один-два дня.

Из-за организационных и финансовых проблем этот самолет делали так долго, что в процессе создания он успевал несколько раз состариться. И как только у разработчиков появлялись деньги, им каждый раз приходилось его заново модернизировать.

Самолет начали проектировать в начале 80-х, взлетел он в апреле 1991-го. Сначала это был “Су-27 ИБ” (истребитель-бомбардировщик). В 1995–м под обозначением “Су-32 ФН” его впервые показали на авиасалоне в Ле-Бурже. Летом 99-го на нем установили семь мировых рекордов по скорости и подъему груза на высоту. Затем снова забросили. И вот наконец, когда в прошлом году проект включили в государственную программу вооружений, дело двинулось с мертвой точки.

“Су-34” должен будет сменить фронтовой бомбардировщик “Су-24”, которых в составе ВВС 222 штуки (есть еще сотня “Су-24 МР” — самолетов-разведчиков). В марте 2006-го тогда еще министр обороны Сергей Иванов обещал: “К 2010 году мы должны закупить 24 самолета “Су-34”, это целый полк! Уже в 2006 году будут получены два серийных самолета “Су-34”, в 2007-м — еще шесть, в 2008-м — десять и далее — по нарастающей”.

Но “по нарастающей” снова не получилось. “Су-34” до сих пор всего один. Хотя, по общему признанию специалистов, самолет классный. Это хотя еще и не 5-е поколение, но по многим своим характеристикам “Су-34” к нему уже близок.

Вычислительный бортовой комплекс самолета обеспечивает выполнение боевых задач даже без вмешательства экипажа, причем предлагает сразу несколько вариантов ее решения. Система радиоэлектронного противодействия делает самолет практически неуязвимым для средств поражения противника. Боевую живучесть машины обеспечивает полторы тонны титановой брони. “Су-34” без дозаправки может пролететь почти 2000 км, что позволяет использовать его как дальний бомбардировщик. Одновременно благодаря своему происхождению от “Су-27” он как истребитель способен постоять за себя в ближнем воздушном бою.

Кроме того, разработчики сделали “Су-34” очень комфортным. В кабине поддерживается нормальное давление до высоты 11 тыс. м. То есть летчики не привязаны к кислородной маске, могут встать в полный рост и размяться во время многочасового полета. На борту даже имеются электропечь для разогрева пайков и мини-туалет.

Как говорит Сергей Иванов, “сейчас стоимость одного “Су-34” составляет 1 миллиард рублей. Это недешевое удовольствие. Но чем больше серия, тем дешевле самолет”. Что ж, летчики давно уже не против “дешевых серий”. А то ведь на одном-единственном “Су-34” всей военной авиацией далеко не улетишь…

 

Справка “МК”.

Характеристики “Су-34”:

Взлетная масса самолета — 38 240 кг.

Масса боевой нагрузки — 8000 кг снарядов, авиабомб и управляемых ракет “воздух—воздух”, “воздух—поверхность”.

Максимальная высота полета — 15 км.

Максимальная скорость у земли — 1400 км/ч, на высоте — 1900 км/ч.

Радиус действия без дозаправки в воздухе — до 2000 км.

Экипаж — два человека.



    Партнеры