Вне закона коромысла

Возможностей ограничить повышение курса рубля намного меньше, чем принято считать

Проблемы инфляции и укрепления курса рубля, как правило, подаются во взаимной связи. И в глазах обычного гражданина, который интересуется этой проблемой, дело представляется в образе коромысла. Нажал со стороны инфляции – полез вверх курс рубля. Опускаешь курс рубля – растет инфляция.

Отчасти это так, но стороны этого коромысла все же неравноправны. На инфляцию кроме курса рубля
действует множество иных факторов.

Сам механизм влияния примерно такой: если Центробанк и Министерство финансов хотят сократить инфляцию, то они должны ограничить денежное (подчеркиваю – рублевое) предложение. То есть прекратить закупки иностранной валюты и не эмитировать рубли в ответ. Тогда перестают расти золотовалютные резервы.

Количество рублей в обращении увеличивается – это называется «рост денежного предложения», а за ним идет рост инфляции.

В чем причина взлета инфляции? У нас колоссальный приток иностранной валюты за первое полугодие – 65 млрд. долларов. Из которых 24 млрд. долларов – прямые инвестиции. Они обычно не предоставляются в денежной форме и не действуют на инфляцию. Остальное – финансовые вложения, обладающие инфляциогенным действием.

Второе – существенный рост государственных расходов. Поскольку они менее эффективны, чем частные инвестиции, они тоже могут влиять на инфляцию. Здесь я имею в виду и расходы госкомпаний: они тоже не сталкиваются с полноценной рыночной конкуренцией, что также увеличивает инфляцию. Я уж не говорю о гигантских IPO Роснефти, Сбербанка и ВТБ.

И третий момент – изгнание с наших продуктовых рынков иностранцев. Удешевления не наблюдается. Я даже не могу за это винить правительство. Вся наша патриотически настроенная часть населения была недовольна присутствием чужеземцев. Результат – русские бабушки на рынке азербайджанцев не заменили.

Вернемся к курсу национальной валюты. Что интересно, курс рубля тоже укрепляется. Финансовое коромысло как-то странно работает: и инфляция, и курс увеличиваются.

Вывод напрашивается сам собой. Представление о том, что наши денежные власти могут влиять на курс рубля, – это заблуждение. Если наше государство, денежные власти хотят повлиять на динамику укрепления или ослабления рубля, то они должны принимать меры, отрицательный эффект которых несопоставим с достигаемым положительным результатом от удешевления рубля и тем самым повышения кредитоспоcобности российского бизнеса.

Дело в том, что динамика курса рубля зависит как от нашего платежного баланса, так и от соотношения рубля к евро и другим валютам.

Если доллар падает по сравнению с евро, то посмотрите на наши показатели – они немедленно реагируют. Рубль растет относительно доллара и падает относительно евро. Что здесь могут сделать наши власти? Ничего. Потому что факторы, влияющие на эти события, находятся за пределами России.

Кроме того, растут цены на нефть. Все вместе эти причины толкают рубль к укреплению. Конечно, чтобы не увеличивать курс национальной валюты, можно принести в жертву укрепление экономики страны. Кто на это согласится? Никто. И управлять этим мы не можем.

Конечно, в каком-то смысле было бы лучше, если бы мы проводили политику пониженного курса рубля. Но в нынешней ситуации жертвы в виде инфляции и других факторов от искусственного понижения курса рубля были бы гораздо больше. Так мы получаем хотя бы знак: укрепляется рубль – значит, сильнее становится экономика страны. Для ослабления рубля иных корректирующих воздействий наши власти сделать не могут. Коромысло, в рамках которого все размышляют, не работает.   

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру