Психология жертвы

На днях я в очередной раз перелистывала "Хроники Харона".

По сути, книга – энциклопедия жизни в момент особенно острой любви. Поэтому содержание некоторых страниц вызывает легкое недоумение.

Страница 214, второй столбец.
В ночь на 14 июля 1966 года Ричард Спек постучался в домик на окраине Чикаго, в котором жили 9 студенток медицинского колледжа. Открыла ему филиппинка Амурсо Коразон.
Спек вынул нож и сказал не повышая голоса:
- Мисс, я не хочу причинить вам никакого вреда, мне нужны только деньги, чтобы купить билет до Нового Орлеана. Где остальные?
- Они уже спят, - выдавила с трудом филиппинка.
Спек прошел в одну из спальных комнат, затем во вторую, и в обеих разбудил спящих. Он собрал девушек в одной комнате, связал их разорванными простынями и спросил, где они держат деньги. Потом он развязал одну студентку и увел ее из комнаты. Филиппинка, подумав, сказала:
- Девочки, надо драться. Мы же можем его одолеть!
Но ее американские подруги струсили.
- Будет хуже. Вот увидишь, всё обойдется. Он же сказал, что ему нужны только деньги. Главное, это не провоцировать его. Если мы будем держаться спокойно, то и он будет спокоен.


Конечно, первоначальную вялую реакцию девушек можно списать на то, что была ночь, они не успели проснуться, плохо соображали. Но потом? Неужели их не «встряхнуло» присутствие в их доме мужчины с ножом в руках? Или наоборот – обезволило настолько, что они не захотели оказать сопротивления? И ведь не послушницы монастырские!
Человек, ворвавшийся в их жилище с ножом – уже неспокоен, уже опасен. Они же уговаривают друг друга держать себя в руках. Послушно, как овечки.
Итог этого спокойствия – 8 смертей.

Филиппинка, даже связанная, ухитрилась закатиться под кровать и лежала там, затаив дыхание. Всех оставшихся ее подруг Спек уводил одну за другой и методично убивал… …Самое поразительное, что никто из девушек не кричал и не звал на помощь! Одну из девушек Спек перед убийством изнасиловал.

Представляю, как девушке было жутко. Убегать и прятаться – страшнее всего, недаром этот прием так часто используется в триллерах. Прячущемуся свойственно переоценивать опасность, накручивать себя, паниковать. Но лучше нервничать и делать что-либо для своего спасения, чем спокойно идти на заклание.

Мне кажется, что цивилизовавшись, люди утратили инстинкт самосохранения и агрессию. Они приучили себя перекладывать ответственность за свою жизнь на других. Тем самым ее (жизнь) обесценивая.
Я могу понять нежелание подставляться под нож, нападая на явно неадекватного человека. Но почему из 9 девушек только одна сделала попытку скрыться? Ей что, больше других жить хотелось?

А вот еще случай.

Страница 198, первый столбец.
… [по России] покатилась волна бандитизма, с головой захлестнувшая страну во время революции, гражданской войны и нэпа. Дошло до того, что 19 января 1919 года бандиты остановили и ограбили автомобиль, в котором ехал глава государства – Ленин! В нападении участвовали матерые убийцы Волков и Кошельков. Но им была нужна не жизнь вождя, а его кошелек и автомобиль. Останавливая машину, они даже не знали, кто в ней едет. А узнав, не отказались от своих подлых преступных замыслов. У Ильича, помимо прочего, отняли личный браунинг.

Ну это, господа, уже совсем ни в какие ворота! Человек, наделенный абсолютной властью, которому сойдет с рук любой поступок, отправивший на тот свет руками своих приспешников миллионы людей – не сумел защититься! Имея браунинг, будучи не один (шофер-то ему полагался). Хотя ребята, надо полагать, тоже не ложками были вооружены. А может, зря они его не..? Глядишь, и телега истории по другим колеям бы покатилась…

Оба бандита, принимавшие участие в нападении, были позднее ликвидированы.

В этом – кто бы сомневался! И всё-таки странно – почему они не защищались? Потому, что активные действия увеличивают шанс погибнуть? Но они в равной степени увеличивают шанс остаться в живых.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру