Ракетный кризис

Сегодня 45-я годовщина Карибского кризиса — противостояния между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки.

Именно в это время мир, как никогда раньше, стоял перед лицом угрозы ядерной войны.

Началом кризиса считается 14 октября 1962 года, когда американский самолет-разведчик У-2 в ходе одного из облетов Кубы обнаружил в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские ракеты средней дальности Р-12 и Р-14.  

Советская сторона, как это уже бывало не раз в ее истории, сначала отрицала наличие на Кубе советского ядерного оружия, затем уверяла в их сдерживающем характере. Однако 25 октября фотографии ракет были продемонстрированы всему миру на заседании СБ ООН.

В Пентагоне обсуждался силовой вариант решения проблемы, и его сторонники убеждали Кеннеди начать бомбардировку Кубы. Однако очередной облет У-2 показал, что несколько ракет уже установлены и готовы к пуску. Подобные действия неминуемо привели бы к ядерной войне.

Предыстория конфликта такова: в 1961 году США начали размещение 15 ракет средней дальности "Юпитер" около Измира в Турции.

В ответ в СССР решили, что можно достичь ядерного паритета, разместив ракеты на Кубе. Они могли держать под прицелом Вашингтон и почти половину авиабаз стратегических ядерных бомбардировщиков ВВС США. Кроме того, радары системы раннего предупреждения США были направлены в сторону СССР и не были приспособлены к обнаружению запусков с Кубы.

В своих мемуарах Никита Хрущев писал, что в первый раз идея разместить ракеты на Кубе пришла ему в голову в 1962 году во время визита в Болгарию. Там один из его соратников, показывая в сторону Черного моря, сказал, что на противоположном берегу, в Турции, находятся ракеты, способные в течение 15 минут нанести удар по промышленным центрам СССР.

На Остров свободы предполагалось направить группу советских войск, которая должна была сконцентрироваться вокруг пяти ракетных расчетов. В ее состав входили четыре мотострелковых полка, два танковых батальона, эскадрилья МиГ-21, 42 легких бомбардировщика Ил-28, два подразделения крылатых ракет, в том числе с ядерными боеголовками. На Кубу направлялась и внушительная группировка ВМФ: два крейсера, четыре эсминца, 12 кораблей типа "Комар", 11 подводных лодок, в том числе семь с ядерными ракетами. Всего на остров планировалось отправить 50 874 военнослужащих.

К 14 октября 1962 года на Кубу доставили все 40 ракет и большую часть оборудования.

После обнаружения советских ракет самолетом-разведчиком по решению президента США Джона Кеннеди был создан специальный исполнительный комитет для обсуждения возможных путей решения проблемы. Некоторое время заседания носили секретный характер, однако 22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского оружия. Против Кубы был введена полная блокада.

Она вступила в силу 24 октября в 10.00. 180 кораблей ВМС США с приказом не открывать огонь по советским судам без личного приказа президента окружили Кубу. К этому времени на Кубу шли 30 советских кораблей и четыре дизельные подводные лодки. Хрущев решил, что подводным лодкам и четырем кораблям с ракетами Р-14 следует продолжать идти прежним курсом, а остальным  было приказано вернуться домой.

Одновременно с этим Президиум ЦК КПСС решил привести Вооруженные силы СССР и стран Варшавского договора в состояние повышенной боеготовности. Отменили все увольнения.

24 октября Кеннеди призвал Хрущева "проявить благоразумие". Президиум ЦК КПСС собрался на заседание, чтобы обсудить официальный ответ на введение блокады. В тот же день Хрущев направил президенту США письмо, в котором обвинил его в том, что тот ставит "ультимативные условие". Хрущев назвал блокаду "актом агрессии, толкающим человечество к пучине мировой ракетно-ядерной войны". В письме генсек предупредил Кеннеди, что "капитаны советских кораблей не станут соблюдать предписания американских ВМС" и "если США не прекратят своих пиратских действий, правительство СССР примет любые меры для обеспечения безопасности судов".

Одновременно Хрущев начал искать возможные выходы из сложившейся ситуации. Генсек объявил членам Президиума, что "невозможно хранить на Кубе ракеты, не вступая в войну с США". 26 октября в очередном письме Хрущев предложил американцам демонтировать установленные ракеты и вернуть их в СССР. В обмен он требовал гарантий, что "Соединенные Штаты не вторгнутся своими войсками на Кубу и не будут поддерживать никакие другие силы, которые намеревались бы совершить вторжение на Кубу". Закончил он письмо знаменитой фразой: "Нам с вами не следует сейчас тянуть за концы веревки, на которой вы завязали узел войны".

Тем не менее, несмотря на примирительный тон письма, в тот же день над Кубой был сбит американский самолет-разведчик U-2. Его пилот майор Рудольф Андерсон погиб, став единственной жертвой противостояния. Почти в то же время другой U-2 был почти перехвачен над Сибирью. Еще через несколько часов два самолета ВВС США были обстреляны советскими зенитными орудиями во время облета на низкой высоте. Самолеты были повреждены, однако благополучно вернулись во Флориду.

Советники Кеннеди пытались убедить президента до наступления понедельника отдать приказ о вторжении на Кубу, однако Кеннеди, уже не отвергавший такого развития ситуации, не оставлял надежды на мирное разрешение.

На следующее утро в Кремль пришло сообщение от Кеннеди, где было указано: "1) Вы согласитесь вывести свои системы вооружения с Кубы под соответствующим наблюдением представителей ООН, а также предпринять, с соблюдением соответствующих мер безопасности, шаги по остановке поставок таких же систем вооружения на Кубу. 2) Мы же, со своей стороны, согласимся – при условии создания с помощью ООН системы адекватных мер, обеспечивающих выполнение данных обязательств, – а) быстро отменить введенные в настоящий момент блокадные мероприятия и б) дать гарантии ненападения на Кубу".

27 октября  на даче Хрущева в Ново-Огарево собрался Президиум. В ходе обсуждения письма из Вашингтона была получена информация от посла СССР в США Добрынина, который, ссылаясь на разговор с братом президента США, сообщил, что глава Белого дома испытывает сильное давление со стороны чиновников из Пентагона. "Мы должны получить ответ из Кремля сегодня же, в воскресенье. Осталось очень мало времени для разрешения проблемы", – сказал Кеннеди-младший советскому дипломату. Хрущев сразу же пригласил стенографистку и начал диктовать согласие.

Опасаясь срыва переговоров, Хрущев запретил использовать зенитное оружие против американцев. Также он приказал вернуть на аэродромы все советские самолеты, патрулирующие Карибское море. Первое письмо было решено транслировать по радио. За час до начала трансляции послания Никиты Хрущева (16.00 мск) министр обороны СССР маршал Малиновский послал приказ начать демонтаж стартовых площадок Р-12.

Демонтаж советских ракетных установок, погрузка их на корабли и вывод с территории Кубы заняли три недели. Убедившись, что Советский Союз вывел ракеты, президент Кеннеди 20 ноября отдал приказ прекратить блокаду острова. Через несколько месяцев из Турции были выведены и американские ракеты.

Карибский кризис продолжался 38 дней. Он стал переломным моментом в ядерной гонке и "холодной войне" в целом: осознавая опасность, которая несет наращивание ядерных вооружений, советская и американская дипломатия инициировали начало "разрядки". После Карибского кризиса были подписаны первые международные договоры, ограничивающие и регламентирующие накопление, испытание и использование оружия массового уничтожения.

Речь Кеннеди 22 октября 1962 года

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру