Не только православие

Религиозное образование активно развивают все традиционные для России конфессии.

Дискуссия о религиозном обучении детей была искусственно сведена к вопросу быть или не быть в школах православию. Между тем тема гораздо шире. Не менее активно развиваются и образовательные программы других традиционных для России конфессий. 

В первую очередь, речь идет, конечно, об исламе. Нобелевский лауреат, автор "письма десяти" (о недопустимости государственной пропаганды православия и обязательного преподавания этой дисциплины в школе) академик Виталий Гинзбург недавно высказал аналогичные претензии и в адрес этой религии. Он «не приветствует» финансирование исламских вузов из госбюджета. «Я считаю, что никакие религиозные вещи за государственный счет не должны быть», – убежден академик. 

Исламский путь 

29 августа власти Чеченской республики приняли решение об открытии в регионе исламского вуза, который будет финансироваться за счет республиканского бюджета. «Учитывая, что республика лежит в руинах, в разрушенной Чечне можно восстановить хотя бы одно учебное заведение, которое будет функционировать на благо стабильности и подготовки кадров, которые не будут приезжать откуда-то из-за рубежа, а будут готовиться прямо на месте», – заявил «Интерфаксу» сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов.

По мнению муфтия, допустимо «оказание некой финансовой помощи в восстановлении, в том числе и исламской инфраструктуры, как оказывают государственную поддержку другим религиозным организациям, в частности, Русской православной церкви».

И действительно, сегодня государство – на уровне местных органов власти – участвует, в том числе и финансово, в создании пяти (считая чеченский) мусульманских образовательных центров.

Программа ФЕОР 

Иным путем следуют российские иудеи. Программа религиозного еврейского образования – ее курирует в Федерации еврейских общин России известный предприниматель Лев Леваев – развивается весьма успешно.

Только в Москве под эгидой Федерации еврейских общин России функционируют высшее религиозное учебное заведение – ешива, – 20 еврейских школ и столько же детских садов. В 2005 году при участии ряда крупных предпринимателей была открыта первая очередь многофункционального еврейского образовательного центра «Бейт Швидлер». Это, кстати, первое здание еврейской школы, построенное в России после революции 1917 года. Центр рассчитан на 500 учащихся от 6 до 25 лет (среднее и высшее образование), часть из которых смогут жить в одном из корпусов.

С 2003 года действует программа «Общинная библиотека», в рамках которой ФЕОР, в частности, рассылает книги по общинам. В том же году стартовала аналогичная программа «Видеоклуб».

Программы ФЕОР – «Семейный клуб» и «Женский клуб» также имеют образовательные составляющие, поскольку и на их заседаниях проходят занятия по еврейской истории и традиции. При поддержке ФЕОР с 2002 по начало 2005 года в общинах страны появилось 50 семейных и 11 женских клубов. При поддержке предпринимателей братьев Вадима и Вячеслава Аминовых открыто высшее религиозное учебное заведение для женщин – московский институт Махон ХаМеШ.

Всего в России при поддержке ФЕОР работают 4 высших религиозных учебных заведения, 21 общеобразовательная школа с еврейским этнокультурным компонентом и 17 детских садов.

При этом, ФЕОР развивает свою программу на частные пожертвования, не получая бюджетных средств. Образовательная программа финансируется из средств ФЕОР и благотворительного фонда «Ор Авнер», наполняемого, главным образом, российскими предпринимателями. 

Возможно ли устранение государства? 

Религиозное образование становится на глазах частью российской общественной жизни. К этому процессу, безусловно, может быть разное отношение. Есть позиция Виталия Гинзбурга, который предлагает ограничить секуляризацию общества, отсечь государство от религиозной жизни. С ним согласна и председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, которая считает недопустимым государственное участие в образовательных программах любой из конфессий.

Но есть и другая точка зрения. Очевидно, что общество предъявляет спрос на религиозное образование: православное, исламское, иудаистское. «Если наше государство не решит эту проблему, то это сделают за него Саудовская Аравия и Кувейт. Тем не менее, хотелось бы, чтобы аналогичные преференции получили и учебные заведения других религиозных традиций. Пропорционально численности верующих, разумеется», – говорит исламовед Роман Силантьев. Устранение государства от этого процесса может быть даже опасней, чем активное в нем участие.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру