Что случилось с кометой Холмса (комментарий астронома)

Одна из рядовых и весьма слабых комет, 17P Holmes, внезапно вспыхнула и стала видна невооруженным глазом. Это произошло 24 октября. Засветившаяся комета Холмса сейчас сияет намного ярче звёзд, расположенных на небосклоне поблизости.

Случившееся в Северном полушарии с периодической кометой событие может быть началом ее исчезновения, сообщил MK.Ru специалист по кометам из Института прикладной астрономии РАН Юрий Медведев. Специалисты данного учреждения занимаются изучением кометы Холмса.

На этой неделе в течение менее чем 24 часов яркость кометы Холмса (17P Holmes) неожиданно увеличилась в 400 тысяч раз. Если ранее комета Холмса по блеску соответствовала 17-й звездной величине, то уже к утру 24-го октября ее блеск усилился до 8-й, а еще через сутки, находясь в районе северного созвездия Персея, комета по яркости сравнялась со звездами второй величины. К ним относится, например, Полярная – ярчайшая звезда Малой Медведицы. В момент вспышки комета удалялась от Солнца, находясь на расстоянии 360 млн км от него. Она сияла примерно в трех градусах левее звезды дельта Персея. Таким образом, комета увеличила свой блеск почти на 14 звездных величин:

Институт прикладной астрономии РАН в Санкт-Петербурге как раз сейчас занимается этой кометой. По словам доктора физико-математических наук Юрия Медведева, достаточно точно уже можно сказать, что произошел большой выброс вещества в атмосферу кометы (кому), что, в свою очередь, и вызвало такую неординарно яркую вспышку.

–  Эта комета сближалась с Юпитером в 1968 году, – рассказывает Медведев. – Мы проводили исследование последствий сближения данной кометы с Юпитером и выяснили, что ее поведение, ее негравитационное движение сразу после сближения претерпели достаточно сильные изменения. В частности, последняя вспышка является одним из доказательств тому. В самом сближении кометы с Юпитером нет ничего необычного, это происходит практически у всех короткопериодических комет.

Юрий Медведев в интервью MK.Ru  выдвинул две основные версии вспышки кометы Холмса:

● Радикальные изменения в ядре кометы из-за столкновения с небольшим или микрокосмическим телом;

● Распад кометы – ее ядро просто развалилось из-за быстрого изменения режимов вращения данного тела.

Достаточно часто вспышки комет сопровождаются их развалом на более мелкие куски, продолжает астроном. Вспышка же, имеющая такое большое количество звездных величин, говорит о том, что произошел очень большой выброс вещества. Пройдет какое-то время (сейчас мы не можем сказать точно, поскольку мы находимся далеко от кометы, и наблюдать это событие так сразу не представляется возможным, отмечает Медведев), и туман от вспышки рассеется, тогда мы сможем проанализировать то, что с ней произошло. И, может оказаться, что кометы Холмса уже не будет существовать как единого целого. Срок жизни такого типа комет исчисляется сотнями оборотов, или несколькими тысячами лет.

– Такое плохо предсказуемое поведение в движении кометы может вызвать аномальные изменения орбиты, в том числе и «переход» на потенциально опасные орбиты для Земли, - заключает российский астроном.

В результате вспышки 24 октября комету можно будет рассматривать без телескопа еще в течение недели.

Справка MK.Ru. Предыдущий раз сопоставимая по мощности вспышка происходила на этой комете 6 ноября 1892 года, когда английский астроном Эдвин Холмс открыл комету  17P/Holmes в созвездии Андромеды, неподалеку от галактики М31 (Туманности Андромеды). 8 ноября она независимо была обнаружена шотландцем Томасом Андерсоном, а 9 ноября — австралийцем Джоном Дэвидсоном.