Гибель "Цезаря"

В этот день, 29 октября 1955 года, произошла одна из самых загадочных трагедий Советского Союза.

На рейде Севастополя взорвался и затонул линкор "Новороссийск", унеся с собой жизни 607 моряков.

"Новороссийск" попал в состав Черноморского флота в качестве трофея по окончании Второй мировой войны. Ранее он принадлежал  итальянским ВМС и был известен под именем "Юлий Цезарь" (Giulio Cesare). Линкор был спущен на воду 15 октября 1911 года, а в строй вошел накануне Первой мировой войны – 14 мая 1914 года.

После выхода Италии из Второй мировой войны страны-победительницы разделили ее боевые корабли в счет репараций. Советскому Союзу достался Giulio Cesare, на котором 6 февраля 1949 года был поднят советский флаг. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору дали название "Новороссийск".

Полученный корабль находился в запущенном состоянии, поскольку с 1943 по 1948 год стоял на приколе без надлежащего технического обслуживания. В середине мая 1949 года его поставили в Северный док Севастополя для ремонта.

В июле 1949 года "Новороссийск" принял участие в маневрах Черноморской эскадры в качестве флагмана. Однако его вооружение и системы управления огнем уже не соответствовали времени. Все последующие шесть лет линкор семь раз находился в заводском ремонте.

В мае 1955 года отремонтированный "Новороссийск" вернулся в состав Черноморского флота и до конца октября несколько раз выходил в море.

28 октября 1955 года линкор пришел из последнего плавания и занял место в Северной бухте на "линкорной бочке" в районе морского госпиталя примерно в 110 метрах от берега. Глубина в этом месте – 17 метров плюс еще около 30 метров вязкого ила.

Ночью 29 октября в 1.31 под судном с правого борта в носу раздался взрыв, пробивший в корпусе дыру площадью 150 квадратных метров.

Судно пытались отбуксировать на мелководье, но командующий Черноморским флотом вице-адмирал Пархоменко приказал по непонятным причинам остановить буксировку. Когда же поступил приказ ее возобновить, носовая часть уже села на грунт.

Также адмирал не позволил эвакуировать незанятых в спасательных работах моряков, которые скопились на юте. Когда же решение об эвакуации было все-таки принято, крен корабля достиг критического уровня. В 4.14 линкор лег на левый борт и уткнулся мачтами в грунт. В 22.00 того же дня корпус исчез под водой.

Всего при катастрофе погибло 609 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Непосредственно в результате взрыва и затопления носовых отсеков погибло от 50 до 100 человек, остальные – при опрокидывании линкора и после него.

В 1956 году экспедиция особого назначения приступила к подъему линкора. 4 мая 1957 года он был поднят и отбуксирован в Казачью бухту, а затем разобран на металлолом.

Расследованием причин катастрофы линкора "Новороссийск" занялась правительственная комиссия во главе с зампредом Совмина СССР Вячеславом Малышевым. Ее заключение было готово уже 17 ноября.

Специалисты посчитали причиной трагедии взрыв немецкой мины, оставшейся со времен войны. Однако в материалах расследования стояло, что "Новороссийск" был подорван двумя боеприпасами с суммарным тротиловым эквивалентом 1000–1200 килограммов.

Как считает украинский журналист Дмитрий Синица, уже только это ставит под сомнение вывод правительственной комиссии. Дело в том, что к 1955 году практически все немецкие мины в силу старения источников питания были неисправны. К тому же после освобождения Крыма севастопольский рейд был протрален и вряд ли какая-либо мина могла уцелеть. Хотя стоит отметить, что в последующие после катастрофы два года в Севастопольской бухте обнаружили 19 немецких донных мин.

Уже в 1956 году, еще до поднятия линкора, было принято решение уничтожить показания очевидцев и не возбуждать уголовное дело. Видимо, кто-то упорно не хотел следствия, которое привело бы к раскрытию действительных причин гибели "Новороссийска".

Тем не менее прямыми виновниками гибели людей и линкора "Новороссийск" комиссией были названы командующий Черноморским флотом вице-адмирал Пархоменко, и.о. командующего эскадрой контр-адмирал Никольский и и.о. командира линкора капитан 2 ранга Хуршудов. Комиссия отметила и прямую ответственность за катастрофу и гибель людей члена Военного совета Черноморского флота вице-адмирала Кулакова.

Однако, несмотря на серьезные обвинения, командира линкора лишь понизили в звании и отправили в запас. Были сняты с должности и понижены в звании командир дивизии охраны водного района контр-адмирал Галицкий, и.о. командующий эскадрой Никольский и член военного совета Кулаков. Через полтора года они были восстановлены в званиях. Командующему флотом вице-адмиралу Пархоменко был объявлен строгий выговор.

Поскольку в СССР замалчивали катастрофу, в околофлотской среде зародился миф о гибели "Новороссийска". 

По одной из легенд, корабль подорвали советские спецслужбы. Взрыв якобы устроили подводные диверсанты, которые таким образом тренировались в условиях, максимально приближенных к реальным. Для этого подходил линейный корабль "Новороссийск". Боевой ценности он уже не представлял, а по конструкции напоминал корабли, состоявшие на вооружении вероятных противников по НАТО. Таким образом, он представлял собой идеальную испытательную модель. Что касается экипажа, то, как известно из истории, советские власти часто не брали в расчет жизни людей.

В подтверждение этой версии сторонники "московского следа" ссылаются и на серию странных смертей, последовавших вскоре после кораблекрушения. Во цвете лет скончались начальник разведывательного управления ЧФ Намгаладзе и возглавлявший комиссию по расследованию ЧП Малышев. Главком ВМФ Кузнецов отделался инфарктом и отстранением от должности.

В своих выводах правительственная комиссия отметила, что неудовлетворительная организация охраны водного района не исключала проникновения в бухту диверсантов. Однако объективных свидетельств диверсии не нашли. Тем не менее до сих пор существует версия, что "Новороссийск" был подорван итальянскими диверсантами из спецназа "Децима МАС" – 10-й флотилии штурмовых средств, которой командовал князь Джунио Валерио Боргезе. Во время войны флотилия базировалась в Крыму, а по окончании продолжала существование в подполье.

Дело в том, что еще накануне передачи линкора СССР в Италии звучали призывы не допустить, чтобы гордость итальянского флота оказалась под советским флагом.

Как свидетельствуют разведсводки штаба Черноморского флота, по совпадению именно в конце октября итальянские суда к 29 октября 1955 года покинули акваторию порта, а князь Боргезе вскоре после подрыва линкора перебрался в франкистскую Испанию.

В настоящее время в память о жертвах катастрофы в Севастополе созданы два мемориала: надгробие на кладбище Коммунаров и в комплекс на Братском кладбище. Благодаря стараниям активно действующего в Севастополе coвета ветеранов линкора в 36-ю годовщину его гибели у подножия статуи установили мемориальные доски с фамилиями всех погибших, а на Госпитальной стене – бронзовую памятную доску.

Ныне по установленной на флоте традиции имя погибшего линкора "Новороссийск" носит один из крейсеров.

 

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру