Веселые картинки

Карикатурист Борис Ефимов дал урок истории.

15 ноября 2007 в 14:58, просмотров: 1383

Несколько человек со вскрытыми черепными коробками стоят друг за другом. В порядке очереди в зияющие дыры им вкладывают нечто, называющееся "мозговая начинка". Картинку венчает подпись "Производство унифицированных журналистов". Это карикатура Бориса Ефимова, высмеивающая продажных журналистов. Легендарный художник нарисовал ее в 1936 году, а она потрясающе актуальна сейчас с той лишь разницей, что Ефимов имел в виду империалистических зарубежных журналистов. Эту и другие работы, как никогда злободневные, можно увидеть на персональной выставке Ефимова "Уроки истории ХХ века в карикатурах". Экспозиция открылась в среду вечером в Новом Манеже.

– Все, что вы видите, – лишь маленькая толика того, что он сделал. Здесь 250 работ. А вообще их 70 тысяч, – заметил журналист Генрих Боровик, друг Бориса Ефимова. Хотелось показать наиболее важные события, свидетелем которых он стал. И чтобы зрители извлекли урок из того, что уже стало историей.

А видел и испытал Ефимов немало. Ровесник ХХ века, родившись в 1900 году, он пережил голод, революцию, войну, арест своего брата – легендарного Михаила Кольцова. Пережил и свой столетний юбилей.

– Чем дольше живу, тем лучше себя чувствую, – улыбнулся 107-летний Борис Ефимов.

– Вы приветствуете меня, как члена Политбюро. У меня от волнения даже язык заплетается, – добавил он.

За столько лет он не утратил чувства юмора, искрящегося из каждой его работы. Точкой отсчета для него стал журнал "Крокодил", появившийся в 1922 году. В самый первый номер вошло шесть карикатур молодого художника, которому было тогда, разумеется, 22 года.

– Именно Ефимов придумал дать нашему крокодилу трубку в зубы, – сказал Алексей Пьянов, бывший главный редактор этого журнала. – Он всегда поднимался в редакцию пешком на 12-й этаж. Лифтом не пользовался никогда. Особенно приятно, что свой столетний юбилей Ефимов отмечал у нас.

Ему довелось писать карикатуры и в "Красной Звезде", и в "Известиях", в которых он проработал много лет. В годы сталинского диктата ему довелось избавиться от ненавистной повинности – рисовать вождя. Он сделал такой шарж, что Сталин вынес вердикт "Не печатать!", но работать автору не запретил. Один из рисунков вождь даже поправил собственноручно. Зато Гитлер включил Ефимова в список "Найти и расстрелять", куда входили те, кто подлежал уничтожению в первую очередь, когда вермахт займет в Москву. В этот черный список вместе с Ефимовым попали диктор всесоюзного радио Юрий Левитан, художники КуКрыНикСы.

Юмор Ефимов не утратил. На возмущение польской журналистки, что поляков и, главное, польского премьер-министра он слишком "некрасиво" изобразил, художник с улыбкой ответил, что, к сожалению, герой его работы "не смог ему ответить тем же, потому что не рисует карикатур".

В карикатурах Ефимова преобладает политическая сатира. По мнению художника, политика изобилует такими людьми, что ничего и придумывать не надо, а надо лишь срочно взяться за бумагу и карандаш. На представленных в экспозиции работах сохранились подписи самого Ефимова – четкие, аккуратные и, конечно же, искрящиеся юмором. Но при этом Ефимов утверждал, что задача карикатуриста вовсе не в том, чтобы рассмешить зрителя. А в том, чтобы люди задумались. Удивительно, но некоторые его работы вполне справляются с этой задачей и через много десятилетий после создания, в совершенно новую историческую эпоху. Что ж, повторение – мать учения. Особенно на уроках истории.

 



    Партнеры