Николай Бурляев: «Я против того, чтобы на культуре делали деньги»

В Театре «Содружество актеров Таганки» проходит V Всеславянский Международный Театральный Форум «Золотой Витязь» под девизом «За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека».

4 декабря 2007 в 09:02, просмотров: 452

В работе Форума принимают участие около 400 театральных деятелей России, Украины, Беларуси, Болгарии, Сербии. Основная цель Форумасодействие возрождению высоких традиций русского реалистического театра. Президент Международного фестиваля «Золотой Витязь», председатель Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов, народный артист России Николай Бурляев рассказал читателям MK.Ru об этом, несомненно, важном событии в театральном мире.

MK.Ru: Николай Петрович, государство поддерживает Ваш фестиваль или Вы находитесь вне сферы его интересов?

Николай Бурляев: Наш президент делал акцент в послании Федеральному Собранию, что мы должны опираться на наши традиции, на духовно-нравственные ценности. Без этого нет будущего. А мы, именно этим занимаясь, не получили поддержки государства. Это удивительно. И я еще месяц тому назад решал вопрос, проводить ли этот форум или нет? И все таки решился проводить. Мы не должны потерять шаг. Витязь не должен отступать. Это не в правилах «Золотого Витязя». Мы пойдем дальше нашей дорогой. 

MK.Ru: Кого из иностранных участников ожидаете на Форуме?

Бурляев: У нас участвуют потрясающие актеры из Сербии. Две выдающиеся сербские актрисы Лилиана Благоевич и Лилиана Джурич. Они покажут две монодрамы. Так же я ожидаю приезда моего старого друга, одного из лучших артистов Болгарии Наума Шопова. Россия его пока не знает. Мы откроем этого выдающегося артиста, который будет удостоен нашей главной награды – Золотой медали имени Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство». Такой же награды будет удостоен и русский замечательный режиссер и актер Владимир Андреев.

MK.Ru: Представьте состав жюри Театрального Форума... 

Бурляев: У нас будут работать параллельно в двух театрах, в двух залах два международных жюри. Одно жюри будет оценивать театр больших форм, а другое жюри – театр малых форм. Члены жюри – люди тоже достаточно именитые и доказавшие, что они понимают, что такое театр и искусство. Это выдающиеся украинские актрисы Ада Роговцева и Раиса Недашковская. Это наши потрясающие актрисы Людмила Касаткина и Маргарита Терехова. Это Валентин Распутин. Люди достойные. 

MK.Ru: Ваш фестиваль существует шестнадцатый год. Когда было больше сложностей в его проведении – вначале или сейчас? Вы с оптимизмом смотрите в его будущее? 

Бурляев: Конечно, с оптимизмом в будущее. Хотя оснований для оптимизма вроде бы и нет. Потому что за шестнадцать лет существования «Золотого Витязя» нам стало не легче, но труднее. Поскольку в этом году нам впервые отказано в поддержке Федеральным агенством по культуре и кинематографии. Что удивило всех нас до глубины души. Поскольку я объяснял Швыдкому, что мы делаем их работу. То, что ожидает от агентства президент, который озвучил в послании Федеральному собранию, что самое главное для культуры – это духовно-нравственные ценности. Основы и наши традиции, то, чем занимается «Золотой Витязь». И вместо того, чтобы поддерживать «Золотой Витязь», мы увидели то, что мы видим. 

MK.Ru: Вы в «свободном плавании» сейчас? 

Бурляев: Мы в свободном плавании. Еще за месяц до открытия я решал вопрос, идти ли мне на этот форум или нет? И все таки решил не терять год, не терять шаг и понадеялся на помощь божью, которая каждый год у нас была, хотя трудно нам было часто. 

MK.Ru: Вырос художественный уровень форума? Как происходит отбор работ для фестиваля? 

Бурляев: Мы отбираем то, что соответствует девизу «Золотого Витязя» «За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека». Каков будет уровень данного театрального форума – это оценит жюри. Мы только приступаем к работе. У нас участвуют самые ведущие театры Москвы – "Ленком", Малый Театр, Театр Петра Фоменко, МХТ имени Чехова. Приедут два иркутских театра – ТЮЗ и Театр народной драмы под руководством Михаила Коренева. Приедет омский Театр «Галерка» под руководством нашего лауреата Владимира Витько. Приедут из Болгарии, Сербии. Так что мы ожидаем интересное действо. 

MK.Ru: Если бы Вы привнесли коммерческую жилку в организацию фестиваля и представляемые на нем работы, Вам бы жилось лучше? 

Бурляев: Я принципиальный противник подобного подхода к культуре. Поэтому я объяснял Швыдкому, почему я требовал его отставки. Именно по этой причине. При нем начали выталкивать искусство, культуру, кинематограф, театр на панель доходного промысла. Мол, делайте деньги. Я принципиально против этого. Я не продаю билеты, я их раздаю. Хотя нам было бы легче жить, если бы мы их продавали. Мы их отдаем. Как в прошлом году – в детские дома, интернаты, приюты. За что нам благодарны и дети, и педагоги. Я против того, чтобы на культуре делали деньги. Категорически против, потому что я воспитан теми, кто иначе оценивает роль культуры. Это Тарковский – мой учитель, Бондарчук, Мордвинов и так далее. 

MK.Ru: Имена, которые Вы перечислили, сейчас не в фаворе. Они просто на обочине нашей культуры. На что Вы будете ориентироваться в дальнейшем развитии театрального дела, если перечисленные Вами имена будут вообще забыты? Современная молодежь в театре и кино не наследует ценности этих мастеров. Это очевидно. 

Бурляев: Потому что такова культурная политика наших чиновников. Думаю, что это временно. Что все вернется «на круги своя». Новые чиновники поймут роль культуры в нашем обществе. Я думаю, что сейчас обязательно будут перемены в нашей культуре и в нашем обществе и что придут люди, которые понимают роль культуры в жизни общества. Которые не будут делать на этом коммерцию, понимая, что это тот факел, который мы должны передавать грядущим поколениям. Чтоб они помнили, кто такие Тарковский, Бондарчук, Шукшин и так далее. 

MK.Ru: Это надо потратить еще десятилетия, чтобы в сознании укоренились имена, перечисленные Вами? 

Бурляев: Надо потратить четыре года. Потому что новая генерация, новое поколение измеряется именно этим отрезком времени – четыре года. Все можно поправить за четыре года, если будет государственная политика. Перемена государственной политики от рыночной к духовной. 

MK.Ru: То есть, если сейчас дадут любые деньги на то, чтобы сняли что-то подобное фильму «Андрей Рублев», Вы думаете, будет снят фильм такого уровня? 

Бурляев: Это риторический вопрос. Я не могу Вам ответить на него. Здесь же главное не деньги. У Андрея Арсениевича Тарковского не было таких громадных денег, когда мы делали фильм «Андрей Рублев». Я помню, как он жаловался на отсутсвие этих денег и как он каждую саблю и каждый щит с трудом выбивал из бутафорского цеха. 

MK.Ru: Если Вы говорите, что дело не в деньгах, значит, дело  в мастерах, которые бы осилили эту ношу. Они сейчас есть? 

Бурляев: Я вижу больше тех, которые соответствуют понятию «мастер» в кино в поколении предыдущем. В новых поколениях я таковых не вижу. И это вина тех, кто формировал культурную политику и влиял на поколение, которое выросло за эти двадцать лет «перестройки», не имея той глубокой базы, которую имели их предшественники. 

MK.Ru: Хорошо. Произошло чудо. Сняли фильм уровня мастеров, которых Вы сейчас упомянули. Какова его аудитория, кто его будет смотреть в наше время? 

Бурляев: Все. Все будут глядеть. Потому что, как говорил Лермонтов-провидец, «есть чувство правды в сердце человека». Будут глядеть. Дайте им эти фильмы. И сердце откликнется обязательно. Когда «Золотой Витязь» приезжает в какой-то регион, в Рязань, допустим, и показывает 250 фильмов, и их видят около 150 тысяч людей, то когда мы покидаем Рязанскую область, их аналитики констатируют резкое понижение преступности, наркомании и самоубийств.

Справка MK.Ru. Николай Петрович Бурляев (р. 1946 г.) – актер театра и кино, режиссер, сценарист, поэт, автор текстов песен. В кино дебютировал как актер в возрасте четырнадцати лет в фильме А.Кончаловского "Мальчик и голубь" (1960). В 1962 году снялся в киноповести Андрея Тарковского "Иваново детство". В 1966 году снялся в "Андрее Рублеве" того же режиссера. Играл в Академическом театре имени Моссовета. В 1975 году Николай Бурляев окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.Ромма, Л.Кулиджанова). В 1975 году  поставил к/а "Пошехонская старина" по мотивам рассказов Салтыкова-Щедрина. В одной из новелл этого киноальманаха – "Ванька-каин" – сыграл главную роль. Впоследствии играл главные роли в собственных фильмах "Выбор" (1979) и "Лермонтов" (1986). Режиссерскую работу Бурляев продолжил на «Беларусьфильме», поставив в 1990 году картину «Все впереди» по одноименному роману Василия Белова. В 2001 году Николай Бурляев стал художественным руководителем киностудии «Отечество». В общей сложности Бурляев снялся в нескольких десятках широко известных кинокартин. Он лауреат премий и обладатель призов. Президент Фонда культуры казаков России.



Партнеры