Загадочный Камский

Возвращение вундеркинда

Гата Камский — уникальная личность. Он третий и последний в СССР шахматный вундеркинд (после Бориса Спасского и Гарри Каспарова). В 12 лет, будучи кандидатом в мастера, выиграл чемпионат страны среди 18-летних. В 16 стал гроссмейстером(уже после эмиграции в США), в 22 сыграл матч на первенство мира с Анатолием Карповым, в упорной борьбе уступил и… бросил шахматы на 10 лет! В современном спорте и пропуск одного сезона невосполним, а Камский, вернувшись в большие шахматы спустя “вечность”, на днях выиграл Кубок мира (раньше он назывался чемпионатом мира ФИДЕ) и снова поднялся на Олимп. В предстоящем году ему предстоит матч с Веселином Топаловым, а в случае успеха в 2009-м — с победителем поединка Ананд — Крамник за титул шахматного короля.

Тяжелое детство

Гата родился в Сибири, его дедушка Сабиров был основателем драматического театра в Казани и выступал на сцене под псевдонимом Камский. Юный внук быстро проявил разнообразные способности: в два года читал, в четыре прекрасно считал. Мать учила его играть на аккордеоне, но инструмент оказался слишком тяжел для хрупкого мальчика и был заменен скрипкой. Потом Рустам, его отец, купил ему рояль, и в шесть лет Гата уже исполнял сложные произведения. Но в это время он познакомился с шахматами, которые отодвинули музыку на второй план. Мать Гаты умерла, когда он был совсем маленький, и отец выполнял обязанности обоих родителей. Бывший фотограф и боксер, он прибыл в Северную столицу, где его шестилетнему сыну предстояло завоевывать мир. Вскоре Гата переступил порог Ленинградского дворца пионеров, и известный тренер Владимир Зак, воспитавший Спасского, сразу понял, что перед ним настоящий вундеркинд.

Отец Гаты был вспыльчив и не задумывался над методами спора с оппонентами. Присутствие на турнирах Камского-старшего всегда создавало нездоровую атмосферу. В результате Рустам перессорился со всеми спортивными функционерами, то и дело жаловался, что сыну ставят палки в колеса — мол, внимание властей уделяется только Карпову и Каспарову.

Гата знал, что за каждым его шагом пристально наблюдает отец, и это не позволяло ему расслабиться. Ходили даже слухи, что за каждую неудачу Гата с детства получал сильную оплеуху (рука боксера была хорошо поставлена). Поэтому рядом с отцом мальчик всегда был серьезным, замыкался, не давал интервью, переадресовывая корреспондентов к отцу. Но когда Рустама не было рядом, Гата становился обычным мальчиком, был воспитан и приветлив.

Матч на первенство мира и смена профессии

В 1988-м Каспаров назвал 14-летнего Камского будущим претендентом на мировое первенство. И угадал — всего через два года Гата уверенно вошел в шахматную элиту. По своему стилю игры он напоминал тогда Виктора Корчного в его лучшие времена. Оба сражались за доской без всяких предрассудков — до полного истребления ресурсов. Гату отличали устойчивая психика и редкое хладнокровие. Эти качества сохранились у него и поныне.

В 1989 году Рустам принял решение остаться с новой женой и 15-летним сыном в США (после того как Гата сыграл на турнире в Нью-Йорке). Он считал, что Гату зажимают в СССР, однако и на новой родине возникли претензии и конфликты, теперь уже с американской федерацией.

Середина 90-х была фантастической для Камского — он стал дважды претендентом. В чемпионате мира ФИДЕ обыграл Ананда и бросил перчатку Карпову. В чемпионате мира по классике расправился с Крамником, в финале опять встретился с Анандом, но на сей раз уступил.

В 1996-м в Элисте состоялся матч на первенство мира Карпов — Камский. Неудача разочаровала юношу (или его властного отца?!), и на семейном совете было решено сменить профессию — Гата поступил в медицинский колледж.

Когда один из его бывших тренеров узнал об этом, он объяснил Гате, что шахматы принесут ему больше денег и славы, чем медицина. На что Камский (то ли сын, то ли отец) ответил:

— Это так, но когда человек болен, он идет к врачу, а не к шахматисту!

Тренер был посрамлен, но не растерялся, а находчиво отреагировал:

— Верно, но когда этот же человек здоров, он вряд ли отправится к врачу, а скорее посетит интересный турнир с участием Камского...

Редкий случай, когда оба спорящих правы! Однако вскоре Гата разочаровался и в медицине, перешел в юридическую школу, получил диплом и лицензию адвоката. Но как раз когда наступила пора приступить к работе по специальности, Камский… вернулся в шахматы. Теорией он почти не занимался, но талант, как видим, не растерял.

Возвращение

В 2005 году Гата вышел в первый Кубок мира, взял верх в трех матчах, но споткнулся на Грищуке в 1/8 финала. Однако в претенденты отбиралось десять человек, и вторая восьмерка продолжала бороться за два места. Выиграв все оставшиеся матчи, Камский спустя десять лет после поединка с Карповым снова стал претендентом. В чемпионат мира в Мехико он не вышел, но получил путевку во второй Кубок мира. В Ханты-Мансийске в борьбу вступили 128 гроссмейстеров. На сей раз Камский выиграл все семь матчей, включая финальный у Алексея Широва (Испания), завоевал кубок и фактически попал в четверку сильнейших шахматистов планеты. Все пошло по второму кругу!

Личная жизнь

Не успел начаться матч Карпов — Камский, как Рустам занялся поисками невесты для своего сына. Его план состоял в следующем: найти умную скромную домашнюю девочку-отличницу из хорошей калмыцкой семьи, лет четырнадцати, заключить с ее родителями контракт и увезти в Америку, где избранница поступит в университет и будет сидеть на лекциях рядом с Гатой годиков шесть, пока не научится уму-разуму. А Гате в течение всех студенческих лет, само собой, будет запрещено прикасаться к девушке даже пальцем. Другое дело, если за годы учебы молодые полюбят друг друга, выдержат, так сказать, испытательный срок. Тогда уж их ждет новый контракт, на сей раз брачный!

“А как Гата относится к этой идее, согласен ли он?” — осторожно спросили у отца гроссмейстера. “А кто же его спрашивать будет?! — возмутился заботливый отец. — Хозяин в доме я, мне и решать подобные семейные проблемы”.

Р.S. Шутки шутками, а именно Рустам в конце концов нашел Гате жену. Он “выписал” ее из Казани, девушку зовут Айгуль. Она окончила медицинский институт и отправилась к жениху в Нью-Йорк. Но все-таки они не индусы (Ананд повстречался со своей Аруной только во время свадьбы), сначала они познакомились и понравились друг другу. Кстати, сыну Гаты Адаму уже 4 года.

Итак, Камский женился, сам стал отцом и оторвался от Рустама, что, судя по всему, пошло ему на пользу.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру