РОЖДЕСТВЕНСКИЕ мифы И ПРЕДАНИЯ

Рождество Христово — один из самых таинственных праздников. В это время можно столкнуться с Чудом. По преданию, в святочную ночь приоткрывается дверь в потусторонний мир и людям представляется возможность увидеть будущее. Все, что видится в это время во сне и наяву, получает вещее значение.

СВЯТАЯ НОЧЬ

Большинство стран Европы и США отмечают Рождество по григорианскому календарю — 25 декабря, а Россия — по юлианскому — 7 января.

Многие историки считают, что ни 25 декабря, ни 7 января не являются историческими датами рождения Иисуса Христа. В первые три столетия нашей эры его рождение не праздновали отдельно. Был общий праздник Теофания, который праздновался 6 января — в этот день отмечали воскресение Лазаря и заодно рождение и воскрешение Христа.

По распоряжению Папы Римского Юлия I был установлен праздник Рождества Христова — 25 декабря. По его мнению, это был день “непобедимого Солнца”, который учредил в III в. император Аврелий. “Бог есть Свет, Бог есть Солнце!” Вскоре языческий праздник “непобедимого Солнца” стал ассоциироваться у римлян с праздником рождения непобедимого Сына Божьего.

Во всем христианском мире Святая Рождественская ночь празднуется за неделю до наступления Нового года. Мы же, как всегда, бежим впереди паровоза, празднуя сначала Новый год и лишь потом светлый праздник Рождества, внося новогоднюю путаницу в нашу и без того путаную жизнь.

ХРОНИКА НЕРАЗБЕРИХИ

В Древнем Риме Новый год праздновали в начале марта, пока Юлий Цезарь не ввел новый календарь (28 февраля 46 г. до н.э.). После этого первым днем Нового года стали считать 1 января. Январь у римлян почитался месяцем бога света — Януса, который смотрел одновременно в прошлое и в будущее. Согласно легенде, Янус открывает ключом небесные ворота и впускает на землю день. В этот праздник римляне украшали свои дома и дарили друг другу подарки: монеты с изображением этого бога и ветви лавра — символы счастья и удачи.

В Древней Руси Новый год праздновался в день зимнего солнцестояния — 22 декабря и связывался с языческим божеством Колядой. Славяне жгли большие костры, огонь которых символизировал солнечный свет.  Дети, наряженные козами и коровами, ходили по дворам и пели колядки — заклинания для привлечения в дом богатства.

 С принятием христианства Новый год у нас стали встречать 1 марта. Началом отсчета послужил  день сотворения Адама (1 марта 1 года). Его встречали как праздник весны и солнца. Только в 1492 году русская православная церковь приняла решение о переносе новолетья  на 1 сентября.

А вот традиция отмечать Новый год 1 января появилась в России всего три столетия назад.

Накануне 1700 года царь Петр I издал указ отмечать Новый год не со дня сотворения мира, а от Рождества Христова, ссылаясь на европейские народы. В его указе  говорилось: “С сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 января 1700 года. На Красной и других площадях, на улицах и во дворах знатных бояр учинить огневые потехи, дать трехкратный салют из пушек и ружей...  Детей забавлять, на санках катать. А взрослым людям не учинять пьянства и мордобоя — на то других дней хватает”.

По царскому указу москвичи впервые украсили свои дома ветками сосны, можжевельника и ели. Однако после смерти царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. Кабатчики  затаскивали елки на крыши — как опознавательный знак. С тех пор слово “елка” стало синонимом кабака. А в народе появились выражения: “поднять елку” — пьянствовать, “идти под елку” — идти в кабак.

 В XX веке Совнарком  принял  Декрет о введении “нового”, григорианского календаря в России, который вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем говорилось: “Первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля”. Церковь не признала этих изменений и продолжала придерживаться старого, юлианского календаря. Таким образом, праздник Нового года стали отмечать 31 декабря, а Рождество — по-старому, 7 января. Поэтому в нашей стране и получилась неразбериха с датами.

В ДЕНЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ

На Руси Рождество стали отмечать только в Х веке вместе с принятием христианства.  В Рождественский сочельник не принято было есть до первой звезды — в память о звезде Вифлеемской. Как только она появлялась на небе, всей семьей ужинали сочивом — вареной пшеницей с медом. Отсюда и название — сочельник. 

 По старинному обычаю стол посыпали сеном — в память о вертепе и яслях, затем застилали белоснежную скатерть; ставили непременно 12 кушаний. В центре стола ставили соломенный сноп. Считалось, что он  имеет чудодейственную силу и приносит счастье. Хозяин с хлебом, медом и горящей свечой обходил дом и весь двор,  чтобы не было напасти.

По народным поверьям, в ночь перед Рождеством господствовали две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса. Одна зазывала прославлять рождение Христа, а другая собирала на шабаш ведьм. Вечером по деревням ходили ряженые и величали хозяев, выступая в роли “духов предков”, которые, по народным поверьям, в эту ночь вместе с богами спускались с небес. Хозяева дарили им угощение, соревнуясь в щедрости. Пусть предки повеселятся!

На следующий день начинались Святки — праздник, который некогда назывался у нас Зимними русалиями.

ВРАТА В РАЙ

Славяне были уверены, что на Святки отверзаются врата в пресветлый рай, в котором обитает Солнце, с неба нисходит новорожденный Бог, а его явление сопровождается чудесными знамениями. Согласно легендам, о чем помолишься отверстому небу  в этот таинственный миг, то и сбудется.

На Святки на Руси было принято колядовать. Люди, нарядившись в вывороченные наизнанку тулупы, с песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски. Заканчивались колядки всеобщей потехой, катанием с горок и общим пиром.

Праздник Крещения замыкал 12 святочных дней, по которым судили о том, каков будет наступающий год.

РУССКИЙ ХЭЛЛОУИН

Рождественская ночь по количеству связанных с ней народных легенд может соперничать разве что с Хэллоуином.

Одно из поверий гласит, что накануне Рождества домашний скот опускается в стойле на колени, приветствуя рождение Спасителя, обретая в тот же момент дар речи.

В рождественские дни трудиться строго воспрещено. Те, кто пренебрегает этим правилом, бывают наказаны.

Согласно легенде, один  кузнец продолжал вкалывать даже после того, как прозвенел церковный колокол, призывающий на праздничную службу. Вскоре в кузницу пришел человек и попросил починить косу.  Мастер все сделал, а наутро помер, оказалось, что накануне он отремонтировал косу для самой Смерти.

ЗВЕЗДА В ТЕЛЕФОНЕ

Старинная легенда рассказывает, почему именно ель стала символом Рождества: когда в Вифлееме родился Иисус, на небе взошла новая звезда. На ее свет поспешили пастухи и волхвы, жившие на Востоке.  Птицы и звери устремились к новорожденному со всех концов света. Даже растения принесли Младенцу подарки. Одни — волшебный аромат, другие — вкусные плоды, третьи — яркие цветы.  Последней пришла ель и встала в сторонке, печально вздохнув: 

"Мне нечем порадовать Иисуса. Уж лучше я издали посмотрю на малыша, а то еще ненароком уколю его своими иголками”. И тогда растения поделились с елью своими дарами. Зарумянились на ее ветвях яблоки, зазвенели колокольчики цветов, одуванчики осыпали ее серебристым пухом... Увидев красавицу, улыбнулся Иисус. И Вифлеемская звезда ярко вспыхнула прямо над ее верхушкой.

Говорят, Мартин Лютер первым придумал зажигать свечи на елке — так он был вдохновлен снежинками, мерцающими на ветвях дерева, которое стояло на улице. Идея же использовать электрические гирлянды вместо восковых свечей принадлежит английскому телефонисту Моррису. К тому времени нити электрических лампочек уже использовались в телефонных распределительных щитах, но именно ему пришло в голову развесить их на елке. 

ЗИМНЯЯ ВИШНЯ

Прежде чем елочка стала атрибутом Рождества, существовал обычай: в честь прихода Нового года украшать особо почитаемые деревья. Римляне украшали дома зелеными листьями. Жрецы-друиды вешали на дубовые ветки золотые яблоки. Славяне же к праздничному дню выращивали в кадках цветущие вишни.

Обычай выделять из всех деревьев елку родился у жителей Германии в XVI в. Воинственные германцы верили, что в вечнозеленой ели поселяются души умерших предков, которые могут защитить от болезней и обеспечить хороший урожай. Для того чтобы задобрить предков,  ежегодно в конце декабря германцы развешивали на елках жертвенные подношения. Яблоки символизировли плодородие, орехи обозначали непостижимость божественного промысла, яйца — благополучие. Позже рождественские деревья стали убирать лепестками роз, вафлями,  сахаром,  фигурками ангелов, золочеными грецкими орехами и мандаринами.

В Средние века вечнозеленое дерево с красными яблоками было символом праздника Адама и Евы, отмечавшегося 24 декабря. Ель представляли как древо познания добра и зла. Сначала яблоки были представлены настоящими плодами, позднее их заменили игрушки из марципана или стекла.  Последние также придумали в Германии в XIX в.  По легенде, у одного бедного стеклодува не нашлось денег на съедобное убранство елки, и он, чтобы утешить своих детей, сделал их из стекла.  

Кстати,  есть примета, накануне Нового года надо обязательно выбрать в магазине не менее трех новых игрушек! Говорят, это приносит в дом достаток и счастье.

На Руси же ель традиционно считалась деревом смерти. Из него, как и из осины, запрещалось строить дома. Веточки ели бросали в яму на гроб, а могилу прикрывали на зиму еловыми лапами. Ель была символом  вечной памяти и вечной жизни.

ВОЙНА С ЕЛКАМИ

Появление рождественской елки в России датируется началом XIX века, когда жена великого князя Николая Павловича, в будущем императрица Александра Федоровна, вводит этот обычай при императорском дворе. Маленькие елочки появились в Зимнем дворце — в память о родной для Александры Пруссии.

В 1852 году в Петербурге устроили первую публичную елку. Новая забава была с восторгом принята в столице и перекинулась в Москву. Вскоре елочка одержала в России полную победу.

В ХХ веке пришедшие к власти большевики объявили лесной красавице беспощадную войну  и в 1923 г. запретили ее вместе с рождественскими праздниками. При этом ее почему-то обозвали “поповской”, хотя до революции именно Церковь боролась с елкой как с отголоском языческих обрядов. В одном из партийных циркуляров говорилось, что “бытовая обстановка Рождества, святочные рассказы с чертовщиной, пьяные крики гостей вредно действуют на здоровье и воспитание детей”. Новый год стал рабочим днем недели.

ТАИНСТВЕННАЯ СНЕГУРОЧКА

 Запрет  действовал недолго. Уже в конце 1934 г. Сталин лично дал указание вернуть народу Новый год (Рождество же осталось под запретом). А чтобы организовать  праздник в идеологически верном ключ, в свет вышло “Пособие для партийных и комсомольских ячеек”. Венчать ель должна была пятиконечная красная звезда.  Елочные игрушки также должны были соответствовать требованиям момента: вместо шаров — фигурки тракторов и комбайнов.  В пособии было указание изменить  внешний облик Деда Мороза. Так, дореволюционный Мороз носил синюю шубку и надевал трехпалые белые перчатки, что символизировало святость всего того, что он дает из своих рук. Теперь же ему полагалось носить красный тулуп и красные варежки под цвет государственного флага. 

Что же до Снегурочки, то этот новогодний персонаж существует только в России. Симпатичная девочка стала сопровождать дедушку на новогодних елках только с конца XIX века благодаря сказке А.Н.Островского, который переработал один из вариантов народной сказки о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от теплых солнечных лучей.

УГАДАЙ-КА!

В старину на Святки девушки, ложась спать, клали под подушку еловую веточку, предварительно подержав ее над пламенем свечи. Утром  смотрели на ветку. Если иголки осыпались — будет болезнь и невзгоды, а если на месте, девушку ждало здоровье и счастье.

 Клали под подушку и колоду карт. Жених должен был присниться в виде какого-нибудь короля. Король червей означал молодого и богатого, крестовый — военного или купца, король пик — немолодого и ревнивого, а бубновый — желанного.  Ну, а если в эту ночь король не приснился, то замужество откладывалось на следующий год.

Одним из самых популярных гаданий было гадание на воске. Расплавленный воск лили в сосуд с водой, он застывал и принимал самые разнообразные формы, по которым пытались угадать будущее. Подковка, например, сулит счастье,  звездочка — получение давно ожидаемого известия,  домик — достаток,  монетки — богатство, фрукты — здоровье. Гадали и по пеплу. Измятую бумагу жгли на плоском подносе, а потом подсвечивали сбоку пепел, чтобы силуэт четко отражался на стене. По силуэтам и определялась судьба.

Вот еще несколько старинных святочных гаданий.  Девушки наполняли таз водой. По краям этого таза вешали согнутые пополам полоски бумаги, на которых были написаны имена гадающих или интересующие их события. Затем в половинку скорлупы грецкого ореха вставляли маленький кусочек свечи, зажигали ее, и такую лодочку отправляли в “свободное плавание” в середине таза. В зависимости от того, к какому краю она подплывет и какую бумажку подожжет, судили о будущем. Каждая  девушка зажигала свою свечку. Чем быстрее она сгорала, тем быстрее ее хозяйка должна была выйти замуж.

ПОТУСТОРОННИЙ ЖЕНИХ

Для святочных гаданий выбирали особенные места — баню или комнату со свечой и зеркалом, и особенное время — вечер или ночь. Участницы гаданий снимали с себя нательные кресты, все обереги, распускали волосы: все это должно было помочь общаться с духами умерших. Каждый знак воспринимался предельно серьезно. Ведь девушка  должна была решиться на общение с потусторонним миром, а такие встречи, как считалось, могли закончиться и смертью.

Девушка накрывала стол для суженого: ставила на стол два прибора. Около полуночи она садилась за стол одна, очерчивала круг и произносила: “Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать”. Ровно в полночь под вой и свист ветра, а порой и с запахом серы являлся “потусторонний” жених  и садился за стол. Нужно было успеть вовремя  “зачурать” видение, то есть произнести: “Чур, чур меня!”, чтобы оно исчезло. Девушка на всякий случай брала с собой еще и петуха, чтобы, если не поможет “зачурание” и гость слишком засидится, дернуть петуха. Он запоет, и видение исчезнет.

Часто гадания проходили в бане. Отворив дверь бани, девушки обнажали части тела, подходили к двери поочередно и предлагали домовому прикоснуться к ним рукой. Если девушка чувствовала прикосновение мохнатой руки, то жених будет богатый, холодной — бедный, шершавой — суровый.

Во время святочных гаданий  во всех предсказаниях нужно искать только хороший смысл. Дурным знамениям не стоит придавать значения, иначе вы заранее настроите себя на неудачу в Новом году.

На другой день после  Рождества  все  христиане мира собираются в храмах для прославления Богоматери. В следующем выпуске “Зазеркалья” вы узнаете, перед какими  иконами Божьей Матери молятся о семейном благополучии, о возвращении долгов, вразумлении грешников, об исцелении от пьянства и возвращении загулявших мужей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру