Тайны "плавучего Эрмитажа"

Поднимут ли в этом году шхуну "Фрау Мария" с сокровищами Екатерины II?

История с длиннющей бородой о легендарной двухмачтовой бригантине "Фрау Мария", затонувшей в сильный шторм 1771 года, получила давеча на пресс-конференции в Россвязьохранкультуре некую "оживляющую" инъекцию. В столь жаркий "предмартовский" период все культурные ведомства стараются угостить журналистов наиболее изюмистыми подробностями своих дальнейших планов, вот и на счет достопочтенной "Фрау" из уст господ Боярскова (руководитель Россвязьохранкультуры) и Вилкова (замруководителя) прозвучали намеки о возможном подъеме судна уже в этом году. Однако покатолько намеки. О подробностях г-н Боярсков распространяться не стал, сказав "что нам с вами еще не раз предстоит встретиться".
 
Так о чем, собственно, было сказано? Анатолий Иванович Вилков заверил, что ведомству "удалось достичь выхода на первых лиц России и Финляндии, и эта проблема вошла в планы работы обоих правительств, и мы надеемся, что в этом году уже состоятся какие-то экспедиции; возможно, шхуну даже поднимут". А г-н Боярсков к этому добавил, что "в силу душевного порыва этой историей постоянно интересуется В.В. Путин. И Дмитрий Медведев тоже держит ее на контроле". Теперь уместно напомнить и о самой истории.
 
В ноябре 1771 года голландский торговый парусник "Фрау Мария", вышедший из Амстердама (последняя остановка – в Турку), ночью попадает в сильный шторм и тонет у Аландских островов (тогда – территориальные воды Швеции, ныне – Финляндии). На шхуне находились многочисленные ценности примерно в 60-ти бочках (сервизы, картины, скульптуры, золотые и серебряные украшения и проч.), закупленные в Голландии по распоряжению Екатерины II для своего Зимнего Дворца. По данным открытых источников, официальные попытки отыскать корабль предпринимались лишь единожды: сама же Екатерина II переписывалась со шведским королем, но тогда поиски успеха не имели.
 
И только в 1999-м шхуна была обнаружена в 11 километрах от острова Юрмо стараниями одной финской экспедиции. Если корабль действительно тот самый (допустим, это доказано), тут все равно возникают три основных вопроса. Первый – а стоит ли игра свеч? Сохранилось ли за 200 с лишним лет хоть что-то из того, что корабль перевозил? Второй: как и кем шхуна (или только ее содержимое) будет поднято на поверхность из вод Балтики (по самым скромным прикидкам сумма за подъем с глубины более чем 40 метров начинается от 50 млн. евро). И третий: кому это "поднятое" будет, в конечном счете, принадлежать – нам или финнам?
 
По предположению специалистов, часть груза могла не пострадать, несмотря на столь длительный срок "заточения" в царстве Нептуна. Будто бы бесценные картины (несколько сотен, среди которых возможен и Рембрандт) помещали в кожаные футляры, а футляры – в свинцовые бочки. Во всяком случае, несколько фарфоровых трубок дайверам-энтузиастам поднять с "Марии" удалось.
 
Естественно, что подъем может осуществляться при участии (и материальном, и техническом) обеих сторон – нашей и финской. Ведь в этом-то вся и загвоздка – как предполагаемые сокровища потом разделить? Россия настаивает, что после 1917 года именно она является правопреемницей собственности августейших особ, а по финским законам о памятниках шхуна (должно пройти не менее 100 лет со дня гибели корабля в территориальных водах) и все ее содержимое принадлежат Финляндии.
 
Что ж, раз Россвязьохранкультура задела эту тему, можно надеяться, что какие-то результаты уже есть, и в скором времени мы узнаем подробности непростых переговоров между двумя странами. Либо… либо "борода" у "Фрау Марии" станет еще длиннее.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру