ЦВЕТУ и ПАХНУ

Как стать владельцем “процветающего” бизнеса?

13 февраля 2008 в 14:51, просмотров: 287

Как минимум трижды в год (в канун новогодних праздников, перед 14 февраля и на 8 Марта) город накрывает цветочное безумие. В эти дни даже самая скромная веточка хризантем начинает стоить нескромных денег. Вместо того чтобы завидовать торговцам цветами и скрипеть зубами, отсчитывая кровно заработанные купюры за букет, попробуйте открыть свой цветочный магазин. Сразу двух зайцев убьете: и заработаете, и на подарках родным-любимым сэкономите.

Без посредников

Казалось бы, чего уж там проще: съездить в ближайшую подмосковную оранжерею, купить кипу цветов по оптовым ценам, перепродать их где-нибудь в людном месте, повысив тариф в два раза, а прибыль положить в карман. Однако при подобной схеме работы долго вы вряд ли протяните: в Уголовном кодексе есть статья за несанкционированную торговлю. Прибавьте к этому проблемы с налоговой инспекцией — и желание начинать бизнес умрет в зародыше.

 — Чтобы избавить себя от лишней головной боли, ориентируйтесь сразу на работу по закону, — советует юрист-консультант по организации предприятий малого бизнеса Олег Игнатенко. — Еще до того как закупить первую партию цветов, позаботьтесь о документах. Пакет необходимых бумаг небольшой: свидетельство о регистрации цветочного салона, документ о постановке на налоговый и пенсионный учет и лицензия на торговлю. В принципе этого достаточно, чтобы поставить пару ведерок с пунцовыми розами у входа в метро (если, конечно, вы заключили договор на аренду места с управлением метрополитена) и честно зарабатывать на красивом бизнесе.

Однако если ваша мечта — собственный ларек или даже флористический салон, к перечисленным бумагам добавьте справки из пожарной инспекции и санитарно-эпидемиологического надзора.

Как показывает практика, на сбор всех необходимых документов уйдет от одного месяца до полугода. Можно быстрее, но — дороже. Есть много специальных фирм, которые готовы взять на себя заботы об оформлении документов.

Только вот услуги посредников не дешевы. В среднем за каждый документ придется раскошелиться на 50 процентов больше его реальной стоимости, предупреждает юрист.

Доходное место

Самым сложным в организации цветочного (как, впрочем, и любого другого) бизнеса является поиск помещения. Вариантов всего два: либо раскинуть “цветочную поляну” в крупном супермаркете, либо обосноваться отдельно, независимо от торговых гигантов.

 — В любом случае учите, что территория цветочного магазина не может быть меньше 40 квадратных метров, если речь идет о скромной лавочке, и около 100 — если вы хотите повесить над входом гордую вывеску “Флористический салон”, — рассказывает Олег Игнатенко. — Салон от просто цветочного ларька отличается ассортиментом: в нем продаются не только срезанные цветы и букеты, но и цветы в горшках, удобрения, грунт, семена редких растений, а также разные сувениры, которые охотно покупаются в довесок к букету, — мягкие игрушки, фарфоровые статуэтки, открытки.

Без лишних слов ясно — открывать магазин надо в людном месте. В супермаркете это помещение рядом с входом-выходом. Еще один вариант — самостоятельный цветочный магазинчик на первом этаже жилого дома, неподалеку от шумного проспекта или станции метро — там, где и днем ночью большое скопление народа. Но такие “золотые” места, как правило, уже давно и надолго заняты.

Можно попробовать открыть цветочный салон и в не очень традиционном месте. Например, в крупном бизнес-центре (на одних только корпоративных праздниках и днях рождения офисных сотрудников можно сделать неплохую выручку) или неподалеку от роддома (обезумевшие от радости новоявленные отцы вряд ли будут торговаться и придираться к качеству цветов). Как вариант, флористическая лавочка у кинотеатра (где влюбленные парочки назначают друг другу свидание) или рядом с магазином элитных вин (туда чаще всего заглядывают по какому-нибудь торжественному поводу).

Удовольствие не из дешевых

Но главное в цветочном бизнесе — это все же не расположение магазина, а его начинка — то есть условия хранения цветов.

 — Срезанный цветок сохраняет товарный вид в среднем от 2 до 10 дней, — делится опытом Ольга Кабанова, владелица двух цветочных магазинов. — Но только в том случае, если соблюдены все требования: в помещении поддерживается необходимая температура, особый уровень влажности и освещенности, чистый воздух и простор. Проигнорируете перечисленное — и можете перепрофилироваться из торговца цветами в собирателя засушенного гербария.

Перво-наперво придется обзавестись специальным холодильником, в котором будут храниться срезанные цветы.

Затем необходимы фитолампы (для светолюбивых растений) и ионизатор воздуха. Для работы также понадобятся специальные цветочные подставки, куча инструментария для обрезки, опрыскивания, наращивания цветов, парочка витрин для готовых букетов, стол для работы флориста, стол для кассового аппарата и стеллажи для сувениров.

Закупка всего необходимого оборудования встанет в копеечку. По самым скоромным подсчетам, где-то около 5000 долларов. А если придется еще и помещение ремонтировать, то прибавьте еще сумму от 3 до 10 тысяч условных единиц.

Букет для разбитого сердца

Проблема номер два — поиск продавца-флориста. Прошли те времена, когда букетом именовалась композиция из трех роз, густо закутанных в слюдяной пакет с белыми виньетками. Сегодняшний покупатель избалован и требователен. Он может зайти в цветочный магазин и попросить “букет для разбитого сердца” или “цветы, выражающие всю его любовь”. При этом что конкретно имелось в виду, покупатель вряд ли объяснит, и только от продавца зависит, выйдет он из салона довольным и радостным или раздраженным и злым, что его не поняли.

Грамотный фитодизайнер (а именно так называются люди, из роз-лилий-гвоздик создающие настоящие букетные шедевры) продает не столько товар, сколько настроение. Именно благодаря таким продавцам за магазином закрепляется добрая слава и десяток-другой постоянных клиентов (которые могли купить те же цветы в палатке за углом, где, возможно, дешевле, но они идут в ваш магазин, потому что здесь их понимают и дают почувствовать свою индивидуальность).

 — Найти фитодизайнера через кадровое агентство практически невозможно, — говорит Ольга. — Переманить из какого-нибудь цветочного салона — способ действенный, но ненадежный. Где гарантия, что спустя пару месяцев он снова не уйдет к конкурентам, которые посулят еще более выгодные условия.

Единственный выход — лично записаться на курсы флористов-дизайнеров. Во-первых, сами, что называется, будете в теме и в будущем с легкостью сможете отличить флориста-новичка от опытного мастера, а во-вторых, во время обучения присмотритесь к сокурсникам и, очень может быть, найдете нужный вам талант.

Как обмануть покупателя?

Хороший флорист может сделать для салона то же самое, что высококвалифицированный бухгалтер — сократить расходы. При этом без каких-либо манипуляций с финансами.

От брака в цветочном бизнесе не застрахован никто. Как показывает практика, около десяти процентов заказанных в оранжерее цветов приходят в некондиционном виде — где-то бутон подгнил, где-то стебель переломился, где-то листик отвалился. По идее, такое сырье никак уже не используешь, да и вернуть нельзя — издержки транспортировки.

Однако половину этого “утильсырья” первоклассный фитодизайнер с помощью специальных уловок превратит в продаваемый товар. Например, у подгнившего бутона удалит увядшие лепестки и украсит головку цветка какой-нибудь забавной мелочью — булавочкой в виде божьей коровки или тонкой блестящей тесемочкой. Доверчивому покупателю покажется, что подобные дизайнерские изыски имеют чисто эстетическое назначение, а на самом деле все эти фенечки помогают скрыть, что товар далеко не первого сорта.

Сломанные цветки добавляют в объемные композиции, где они не будут выделяться на общем фоне. А с помощью отломленных листьев оформляют большие цветочные корзины.

Доверяй, но проверяй

Только после того как помещение арендовано, все необходимое оборудование закуплено и первоклассный продавец-флорист найден, вы можете приступать к закупке первой партии цветов. Поначалу стоит заключить договоры с двумя-тремя фирмами, занимающимися выращиванием самых ходовых цветов — розы, гвоздики, хризантемы, и одной оранжереей, поставляющей экзотические растения — орхидеи, герберы, ирисы. Чтобы не попасться на удочку мошенников, прежде чем подписать договор, лучше съездить на “плантацию” цветочной фирмы и лично убедиться, что она принадлежит тем людям, которые ведут с вами переговоры. Цветами торгуют, как правило, либо небольшие цветочные оранжереи, расположенные в Подмосковье, либо крупные оптовые фирмы, занимающиеся поставками цветов из Голландии, Израиля, Колумбии. В последнем случае увидеть товар своими глазами вам не удастся, поэтому до того как заключить контракт и внести предоплату, надо обязательно показать бумаги юристу.

А лучше всего завести полезные знакомства на специализированных выставках, которые проводятся два-три раза в год. Здесь вы сможете не только пообщаться — обменяться опытом с соратниками по бизнесу, но и заключить выгодные контракты на поставку цветов с фирмами, представляющими свой товар на выставке.

кстати

ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ ДЕНЕГ

l Стартовый капитал для открытия собственного цветочного магазина требуется немалый. Самая крупная статья расходов — аренда помещения — от 3 до 10 тысяч долларов в месяц (в зависимости от величины и месторасположения).

l На оформление пакета необходимых документов уйдет около 1000 долларов.

l Закупка необходимого оборудования, обустройство помещения — от 5—6 тысяч долларов.

l Сюда же добавьте расходы на закупку сырья (цветов) — около 3000 долларов.

l Зарплату или сдельные гонорары сотрудникам (а их у вас будет не меньше трех — администратор салона, флорист-продавец и бухгалтер) и рекламу вашего магазина на первые три месяца — все в сумме еще около 3000 долларов.

Итого: по самым скромным подсчетам, чтобы открыть цветочный магазин, вам потребуется не менее 15 тысяч долларов. Столь ощутимая сумма, конечно же, не может не огорчать.

А теперь хорошая новость: приблизительно через девять-десять месяцев цветочные инвестиции окупаются полностью. Цветочный бизнес на сегодняшний день — это один из самых стабильных и прибыльных дел. При грамотном управлении он приносит огромную прибыль. В месяц небольшой флористический салон приносит около 15—20 тысяч долларов.



Партнеры