Станция во льдах

70 лет исполняется окончанию работы станции "Северный полюс-1".

19 февраля 1938 года закончила свою работу первая в мире дрейфующая научная станция "Северный полюс-1", возглавляемая Иваном Дмитриевичем Папаниным. Вместе с ним на станции работали гидролог Петр Петрович Ширшов, геофизик-астроном Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель. Героический дрейф папанинцев положил начало исследованию всего Арктического бассейна, что сделало регулярной навигацию по Северному морскому пути.

Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Общему собранию Академии наук СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку специалистов. Научному составу экспедиции были присвоены ученые степени. А начиналось все 21 мая 1937 года. В этот день полярная воздушная экспедиция Академии наук СССР, состоявшая из пяти самолетов, достигла Северного полюса и в 11 часов 35 минут высадила на дрейфующий лед научную станцию «Северный полюс-1». Руководил экспедицией Отто Юльевич Шмидт, пилотом флагманского самолета Н-170 был Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов.

6 июня 1937 года был поднят флаг СССР, самолеты отправились в обратный путь, а на льдинах осталось четыре человека – Папанин, Ширшов, Федоров и Кренкель. Вся огромная страна – СССР – следила тогда за одиссеей станции "Северный полюс-1".

Научная работа на льдине продолжалась 274 дня. Папанинцы должны были собрать научные данные по широкому кругу параметров атмосферных явлений, метеорологии, геофизики, гидробиологии. Каждый день пребывания на Северном полюсе приносил исследователям новые открытия, и первым из них была глубина воды подо льдом в 4 290 метров. Ежедневно в определенные сроки наблюдений отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения. Вскоре обнаружился дрейф льдины, на которой располагался лагерь исследователей. Начались ее странствования в районе Северного полюса, затем льдина устремилась на юг со скоростью 20 километров в сутки. Через 274 дня льдина превратилась в обломок шириной не более 30 метров с несколькими трещинами. Было принято решение об эвакуации экспедиции. Позади остался путь в 2500 километров – от Северного полюса до южной части Гренландского моря.

19 февраля 1938 года полярников сняли с льдины ледоколы “Таймыр” и “Мурман”.

И как через четверть века Юрий Гагарин будет скромно рассказывать о полете в Космос, так Иван Папанин повествует о покоренных человеком суровых природных условиях: «Партия и правительство перед нами, полярниками, поставили большие задачи – пробить во льдах Ледовитого океана Северный морской путь из Архангельска во Владивосток, завоевать Северный полюс, проложить воздушную трассу между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки. Эти задачи в основном решены».

Сегодня путь по маршруту, проложенному Папаниным в 1938 году, занимает всего 10 часов. На Северный полюс приезжают даже туристы. Именами членов первого дрейфующего экипажа названы улицы российских городов и морские суда.

Справка MK.Ru

Иван Дмитриевич Папанин родился 14(26) ноября 1894 года в городе Севастополе в семье моряка. Окончил земскую начальную школу (1909). Учился на высших административных курсах связи (окончил в 1931 году). Был слушателем плановой академии.

В 1923-33 годах возглавлял полярную станцию на Земле Франца-Иосифа, в 1934-35 г.г. – начальник полярной станции на мысе Челюскин. Начальник первой советской научно-исследовательской дрейфующей станции "Северный полюс- 1".

В 1939-1949 г.г. возглавлял Главное управление Северного морского пути.

15 октября 1941 года назначен уполномоченным Государственного Комитета Обороны по морским перевозкам в Белом море и организации погрузки-выгурзки в Архангельском порту; работал в этой должности в течение всего периода Великой Отечественной войны.

В 1952 - 1972 годах – директор Института биологии внутренних вод АН СССР. Доктор географических наук.

Известный полярный исследователь, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза.

Умер И.Д.Папанин 30 января 1986 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в г. Москве.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру