Повышение квалификации выходит из тени

Подготовлен законопроект, легализующий повышение квалификации персонала

7 мая 2008 в 16:33, просмотров: 726

Оторванность образования от жизни породила чисто российский феномен - ненужность знаний, полученных за время учебы. Меньше всего ему подвержено дополнительное обучение на производстве, слабее опутанное предписаниями и происками профессионального лобби. Не удивительно, что коррекцию недостатков отечественного профобразования решено начать именно оттуда.

О неудовлетворенности работодателя качеством подготовки специалистов в традиционной системе образования известно всем. Чтобы выправить ее огрехи, предпринимателям пришлось прямо на производстве развернуть «настоящее» обучение, вооружающее вчерашних студентов практическими знаниями, умениями и навыками. Их «доводка» приняла такой размах, что в России фактически сложилась параллельная система профобразования.

На ее поддержание и развитие частные и государственные предприятия тратят миллиарды рублей - по данным президента Межгосударственной ассоциации последипломного образования Анатолия Демьянченко, объем дополнительного образования сопоставим с объемом официального образования. Между тем до сих пор за повышение квалификации персонала работодателям приходилось платить двойную цену.

Закон «Об образовании» 1992 года запретил необразовательным организациям (читай, работодателю) вести обучение в своих структурных подразделениях, фактически поставив повышение квалификации на производстве вне закона. Реализация этого решения означала бы верную смерть производства, а потому работодатели кинулись искать выход. Вскоре нашлись сразу два - разумеется, чреватые новыми тратами. Часть работодателей признала доучивание специалистов коммерческой деятельностью - и стала платить за него налоги. Другая «легализовала» образовательную работу, создав под нее специальное юридическое лица с некоммерческим статусом - и стала платить за содержание его штата и бухучет.

Только сейчас в комиссию Общественной палаты по образованию и науке поступил законопроект, устраняющий эту нелепицу. Хотя даже в нем, по словам старшего научного сотрудника Института развития образования Госуниверситета—Высшей школы экономики Александра Вавилова, «сказывается наша тяга ко всяким ограничениям и неоправданному контролю».

Законопроект предлагает узаконить всю нынешнюю образовательную деятельность коммерческих и некоммерческих необразовательных организаций и их подразделений в области дополнительного образования. (Исключение составят лишь те из них, что обучают по программам, связанным с обеспечением государственных гарантий безопасности - например, в области медицины. Их будет регламентировать отдельное постановление правительства). Другим радикальным новшеством в случае принятия закона станет замена государственного лицензирования программ дополнительного образования на предприятиях профессионально-общественным.

Комиссия Общественной палаты по образованию и науке предложения одобрила, но сочла недостаточными. Во-первых, подчеркнул Вавилов, надо снять содержащийся в законопроекте запрет готовить по образовательным программам, не совпадающим с основными уставными видами деятельности организации. Только тогда, по его словам, будут сняты «искусственные и непродуманные препятствия к развитию новых технологий на предприятиях», а также ограничения законных интересов «работников, которые должны располагать широкими возможностями получения образования не только в узкой сфере действующего производства, но за ее пределами».

Особенно удачно, по мнению экспертов Общественной палаты, будет дополнить легализацию образовательной деятельности предприятий кредитно- накопительной аттестацией слушателей в сочетании с модульной и сетевой организацией учебного процесса. Лишь в этом случае люди получат возможность выбирать курсы повышения квалификации в разных учебных заведениях или предприятиях, подчеркнул Вавилов.

Что же касается предлагаемого законопроектом профессионально-общественного лицензирования программ курсов дополнительного образования, то оно, по мнению экспертов, лишено особого смысла. «Таких курсов слишком много, причем многие из них очень короткие, либо вообще одноразовые. Повальное лицензирование не даст ничего, кроме колоссальной бумажной волокиты. Гораздо важнее запустить профессионально-общественную аккредитацию ведущих их организаций», - убежден Демьянченко.





Партнеры