ТОВАР ЛИЦОМ

Роль личности в истории до сих пор никому не удавалось переоценить. То есть, в большинстве случаев ее, наоборот, принципиально и категорически недооценивали. Заканчивалось это, как правило, скверно, потому что по прошествии времени все равно из анналов выныривала какая-нибудь, порой совсем неожиданная личность, роль которой внезапно делала многое понятным. И тогда становилось ясно, к примеру, что это не странноватый своим инфантильным поведением Дмитрий Донской приговорил татаро-монгольское иго к распаду и исчезновению, а несравнимо менее бряцающий кимвалами в истории Алексий, митрополит Московский. Однако, в наши дни, когда парадоксы воспринимаются явлениями не парадоксальными, а входят в разряд нормы, некоторые неуемные личности обнаруживают склонность к тому, чтобы упомянутую роль попытаться все же переоценить. Причем, предпринимают они это, то ли в качестве эксперимента, то ли просто в соответствии с усвоенной традицией вполне сознательно творить нечто, как Бог на душу положит, а там - куда кривая вывезет. "Не боги, в конце концов, горшки обжигают, - вероятно, мыслят они. - А что, ежели и моя инициатива возьмет, да и развернет историю вспять?" Или, как минимум, заставит ее вместо ее собственного русла повернуть в арык, из которого личность привыкла себе черпать...
После такой душеполезной присказки, вполне можно обратиться и к конкретным примерам, которые, правда, если и способны оказаться у нас для кого-то поучительными, то, увы, лишь в будущих поколениях.

Проще говоря, митрополиту Кириллу (Гундяеву) и тому, кого в Московской патриархии, в подражание вышестоящей инстанции принято уважительно именовать «Первым», смертельно надоела вся эта история с непослушным Вселенским патриархатом, которого не могут пронять упреки даже таких «светочей русской веры», как Кирилл Фролов. Поэтому, обе творческие личности вдарили дуплетом, что называется, из пушки по воробьям. Руководитель Отдела внешних церковных связей РПЦ МП, митрополит Кирилл, воспользовался конституционной гарантией на свободу передвижения граждан РФ и предварил вероятный официальный визит в Украину частным посещением в этой стране Синода УПЦ МП и неофициальными увещеваниями предстоятеля УАПЦ митрополита Мефодия (Кудрякова) войти автономией в состав Московского патриархата. Мефодий, которого РПЦ еще пару недель назад именовала раскольником, такой странный ангажемент, как принято в таких случаях выражаться, отклонил. А митрополит Владимир (Сабодан), отказал митрополиту Кириллу в принятии аналогичного предложения в более дипломатичной форме, выразив уверенность в том, что УПЦ МП необходимой степенью самостоятельности и церковным авторитетом и без того обладает.

Полученный «отлуп» так и остался бы очередным «подвигом» недавнего первого лица в РПЦ МП после патриарха, если бы не инициативы еще одной личности. Руководитель теперь уже всей РПЦ МП счел разумным воспользоваться гражданским правом на свободу передвижения своего подчиненного, отправившегося в Украину транзитом через Грузию. Причем, требовался от  митрополита сущий пустяк: передать особое святительское послание Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии ІІ. В письме, подписанном Алексием, Святейшему Илии настоятельно рекомендуется вместо поездки в Украину на празднование 1020-летие Крещения Руси, «воздержаться от личного участия в торжествах, чтобы в обстоятельствах, которые сложились и которые не зависят от нас, факт Вашего присутствия не был истолкован как проявление поддержки антиканонических действий». Увы, но патриарх Алексий, как и опоздавший со своими инициативами на несколько лет митрополит Кирилл, вероятно, тоже «переоценил роль личности». Причем, как и полагалось старшему по зва..., извините, статусу, как минимум дважды. Во-первых, в мотивировке, при оправдании, мягко выражаясь, странной рекомендации, словосочетание «не зависят от нас» явно должно начинаться со слова «уже». Во-вторых же, сам факт обращения к предстоятелю Православной Церкви с «советом», текст которого, разумеется, тут же был опубликован для всеобщего ознакомления в интернет-издании УПЦ МП «Православие в Украине», означает, что глава Московской патриархии счел такую форму отказа от участия в торжестве совместно с другими Православными Церквями наиболее этичной.

При известном феномене «крепости задним умом» и с учетом удивительно высокой скорости, с какой получила всенародное признание памятная сентенция Виктора Черномырдина «хотели - как лучше, а получилось - как всегда», можно предположить, что суть происшедшего в кратчайшие сроки дойдет и до сознания отечественных сатириков, буде такие еще остались. Это будет означать, что миссионерский прорыв дьякона Кураева проповедующего посредством рока, очень скоро станет в ряду методик ознакомления населения с официальным «отечественным православием» уже вчерашним днем. Впрочем, как и церковно-исторические изыскания Глеба Якунина, знакомящие с «ликом Московской патриархии» в ретроспективе нескольких лет или десятилетий. Потому что, после таких сюрпризов трудно представить себе, что может выглядеть более убедительным, чем самопрезентация этой уникальной "православной религиозной организации", последовательно борющейся не только с иноверием, но ныне и с православием в мировом масштабе.

Сиречь, товар - лицом.

CIVITAS

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру